Рецензия на книгу
Bitter Orange
Claire Fuller
Аноним15 февраля 2020 г.Фрэнсис Джеллико невероятно повезло. Богатый американец, купивший заброшенное английское поместье, нанимает ее для составления описи садовой архитектуры. Мать Фрэнсис недавно умерла, и теперь она, сорокалетняя, осталась совершенно одна - без каких-либо занятий и, похоже, без средств к существованию. Фрэнсис с радостью принимает предложение и на все лето перебирается в неумолимо разрушающийся, но восхитительный Линтонс. Кто-то увидит в нем гниль и обветшание, кто-то - красоту. Фрэнсис, пожалуй, принадлежит ко второй категории, но это не точно. А вот кто точно к ней относится, так это новые соседи мисс Джеллико - Питер и Кара. Питер разбирается в мебели и искусстве, поэтому новый владелец Линтонса нанял его для оценки содержимого дома. Эти трое знакомятся и очень скоро между ними завязываются отношения, которые одним словом не опишешь. Мисс Фрэнсис Джеллико совершенно точно ждет самое странное и прекрасное лето в ее жизни.
Ох уж эти мне старые девы. Как-то часто они стали встречаться в книгах в последнее время. И если обычно под нелюдимой оболочкой скрывается истинный бриллиант, то в случае с Фрэнсис что-то было безвозвратно упущено. Слишком долго она прожила в клаустрофобной, по ее же словам, комнатке вместе с матерью. Слишком долго следовала расписанию, раз и навсегда установленному родительницей. Приготовила слишком много подносов с пятичасовым чаем и гарибальдийским печеньем. Слишком мало людей Фрэнсис видела в своей жизни и с еще меньшими ей удалось переброситься хотя бы словом. В общем, золотоволосый аполллон Питер и загадочная красавица Кара очаровали ее с первого взгляда. У Фрэнсис не было шансов. Но человек, так остро нуждающийся в дружбе, не только уязвим, но и опасен. А уж если в дело вступает сложное переплетение дружбы, ревности, влюбленности и недоверия, помноженное на полное отсутствие подобного опыта, то быть беде.
Но пока все волшебно. Фрэнсис, Кара и Питер устраивают пикники, наслаждаются итальянской едой, разоряют винный погреб, курят и исследуют поместье. Между Питером и Карой чувствуется напряжение, их отношения из тех, которым как будто необходим наблюдатель. И Фрэнсис отлично справляется с этой ролью. В полу своей ванной комнаты она случайно обнаруживает потайной глазок, открывающий обзор на ванную соседей. Хотя, как по мне, ничего особенного Фрэнсис в этот глазок не наблюдает - все странное и настораживающее происходит прямо при ней.
Мне очень понравилась атмосфера этого романа. Линтонс Клэр Фуллер определенно удался. Огромный ветшающий дом, вывороченные камины, оклеенная обоями с павлинами комната, отчаянно гудящие, но все-таки поставляющие воду трубы, ворох старых книг в библиотеке. Это кажется мне красивым, но одновременно таким пугающим. И если тщательно вырезанные у павлинов с обоев глаза и сидящего посреди библиотеки зайца я, возможно, еще пережила бы, то берущую свое природу - вряд ли. Буйные садовые заросли, оплетенный вьюнками мост, теплицы с позеленевшими стеклами, скрывающие внутри себя поколения растений, живущих наконец своей жизнью, водоемы со стоячей водой и слоем жирного ила на дне, в которых - мой ночной кошмар - еще кто-то осмеливается купаться - все это как-то жутковато. Мне понравилась симметрия, которая есть в "Горьком апельсине": две закрытые комнаты, в которых вместе с мебелью и вещами заперта прошлая жизнь; две женщины с зеркально отраженной виной; мужчины, которые вечно оказываются между двумя женщинами.
Что мне понравилось меньше, так это то, что, убери атмосферу, в романе не так уж много останется. История Фрэнсис прояснена, пожалуй, до конца. Даже мистические звуки и запахи, слышимые ею в Линтонсе, вполне объясняются чувством вины. А вот взаимоотношения Кары и Питера так и остались загадкой (или так и было задумано?). Возможно, роман получил бы оценку повыше, будь в нем чуть меньше саспенса и стремления к ошеломляющей развязке и чуть больше глубины и тонкости взаимоотношений между персонажами.
141,4K