Рецензия на книгу
Грозовой Перевал
Эмили Бронте
Аноним14 февраля 2020 г."Это был странный способ убивать - не то что постепенно, а по самым крошечным частицам..."
Ошибочно причисляют творение Эмилии Бронте к любовным романам. Это история о невероятной жестокости, грубости, мести и ненависти ко всему миру, выросшей из детских унижений и болезненной, "жестокой и лживой" привязанности к другому человеку и практически помешательства на нем.
Для меня это, прежде всего, история о Хитклиффе и о том, как можно отвратительно воспитать (а точнее: совершенно не воспитывать, и не то что не любить – не уважать и ни во что не ставить) человека, чтобы из него получился этот самый Хитклифф, который стремится искалечить и разрушить жизни окружающих его людей, как искалечена и разрушена его собственная жизнь.
Да и в целом в романе прослеживается связь поколений и их влияние друг на друга (в большей степени старшего на младшее, конечно). Старший мистер Эрншо и Хиндли → Хитклифф → Гэртон и Линтон как отрицательный пример и Эдгар Линтон (единственный герой, за которого я искренне переживала и которому сочувствовала) → Кэти Линтон как пример относительно положительный.
Хочется заметить, что Хитклифф напоминает мне Джеймса Броуди из "Замка Броуди" своим эгоизмом, нравственной слепотой и тупостью, ненавистью к миру и отвратительным отношением к собственной семье, к своим детям. Но Джеймс-то и не сравнится с Хитклиффом. Поведение первого можно понять и можно даже попытаться оправдать – детям своим он зла не желает, напротив, он желает им самого лучшего, но, в силу своей ограниченности, избирает крайне не действенные и не допустимые методы воспитания. Хитклифф же сознательно портит жизнь всем вокруг, в том числе и сыну, опутывая их мерзкой паутиной мести и "бесовского себялюбия" в угоду собственным прихотям.
Оценивая героев и их действия, необходимо учитывать, что повествование ведется не просто от третьего лица, а через рассказ, через призму видения Эллен Дин, что, естественно, накладывает субъективный отпечаток понимания происходящего. Мы не можем (по замыслу автора или нет) наглядно ощутить, что думают герои, как они сами оценивают свое поведение и поведение других, но не думаю, что беспристрастный взгляд автора или внутренние оправдания героя (в случае, если бы повествование велось от первого лица) изменили бы мое отношение к этой истории.
Конечно, воспринимать с современной точки зрения литературу прошлых веков, тем более такую литературу, очень рискованно, и всегда необходимо учитывать исторический и культурный контекст произведения, но лично мои представления о любви, уважении, гордости (а они у меня гораздо более приземлённые, "охлаждённые" и спокойные, чем у большинства) не дают мне возможности назвать связь Кэтрин и Хитклиффа "любовью", при всей сложности этого понятия. Это что угодно – болезненная привязанность, помешательство, эгоистическое собственничество, абьюзивные отношения – но не любовь. И даже традиционный для английской классической литературы маловероятный счастливый конец не может для меня перекрыть все, что было до него.3250