Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бремя страстей

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    Mary-June13 февраля 2020 г.

    Вот вам спойлер о романе «Бремя страстей человеческих»: начнется действие (и первое предложение) пасмурным днем, а закончится солнечным (так в конце и написано – «Светило солнце»).
    Это хороший образец романа воспитания, причем воспитывалась в процессе не только отдельная личность отдельного героя (Филип Кэри, сирота, с рождения хромой, джентльмен, племянник священника, прилежный ученик, строптивый ученик, неудавшийся нотариус, полубогемный еще не художник, соблазнитель старых дев, несчастливый влюбленный, студент-медик, друг многих экстравагантных личностей, добряк и скептик, нищий наследник дядюшкиных капиталов, кто бы мог подумать – модельер дамского платья, наконец-то врач и наконец-то повзрослевший человек на пути к счастью), но и целая эпоха – само повествование постепенно меняется: мы выходим из викторианского романа (эти диккенсовские портреты школьных учителей и добрых тетушек, экстравагантных, но славных второстепенных героев), пробираемся, как туристы, сквозь дебри французского натурализма (начиная с французских глав в романе действительно много детальных описаний неприглядных или просто прозаических сторон жизни), а потом нас и ХХ век с его модернами настигает (до потока сознания, к счастью дело не дошло).
    В книге действительно много размышлений – о религии, об образовании, о философии, немного о политике, о литературе и изобразительном искусстве, о таланте, о способности видеть красоту, о любви, о смерти, о смысле жизни, о счастье. В событиях жизни героя много узнаваемого, если не фактически, то по сути (одна история его отношений с Милдред чего стоит – очень правдивое описание этого кошмара наяву; когда на каждом новом витке их отношений хотелось воскликнуть: «Что, опять? О нет, действительно опять…» - весьма поучительно). Довольно широко представлено общество – от зажиточных джентльменов до бедноты. Много ярких образов людей и запоминающихся эпизодов (если даже не учитывать друзей и любовные интересы героя – это еще и молодой директор школы Филипа, его английский друг из гейдельбергского пансиона, интрижка китайского студента и английской мисс, кружок художников-англичан в Париже, общение Филипа с опустившимся поэтом и подарок того – персидский коврик как символ смысла жизни, юная супружеская пара, с которой герой познакомился, выполняя свой врачебный долг, сварливый врач в приморской местности и его пациенты-рыбаки, сбор хмеля с семейством оригинала – рекламного агента…). Есть очень красивые пейзажи и размышления о любви к родине героя. Есть моменты, когда жизнь героя связывается с происходящим в мире (но лучше бы не связывалась, так как когда история вмешивается в жизнь обычного человека, для того чаще всего в этом нет ничего хорошего).
    В общем хороший классический роман, немного для меня неожиданный (все-таки Моэм «Театра» или «Узорного покрова» отличается от Моэма «Бремени страстей человеческих», который очень много рассуждает от лица своего героя), местами трогательный, местами заставляющий огорчаться, местами обнадеживающий.

    16
    640