Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Золотой храм

Юкио Мисима

  • Аватар пользователя
    Аноним17 ноября 2011 г.

    Мисима по сравнению с другими классиками пост-изоляционистской эпохи имеет большое преимущество – в то время как его коллеги по кисточке/печатной машинке, радостно открыв для себя переводную европейскую литературу, обращаются к проблематике западной мысли в японском контексте, Мисима ведет диалог с традиционной культурой. Для европейской литературы тема христианства была основополагающей, а вот обращения к местным религиям у японских модернистов, реалистов и их последователей я как-то не встречал. А «Золотой храм» можно рассматривать как своего рода толкование на буддийский коан об убитом котенке, к которому неоднократно обращается главный герой, поступивший в итоге как дзэнский мастер из притчи. Отсутствие же второго героя коана, ученика, возложившего себе сандалии на голову, может быть прочитано по-разному. Это как будто главный вопрос книги, в ней не заданный (может, потом дополню).

    Забавно, но главный герой при всем своеобразии своей эстетическо-философской системы, из всех действующих лиц наиболее прочих мыслит в буддийской традиции. На фоне ницшеанского имморализма Касиваги, истории с Цурукавой и приземленной мелочностью (хотя и истинными намерениями) настоятеля, он находится на более глубоком уровне постижения природы мира (по крайней мере, в буддийском ключе).

    Это у Достоевского красота спасет мир. У Мисимы она мир скорее погубит. Есть отражение Золотого Храма в пруде (основной образ), оно прекрасно, совершенно и неисчерпаемо. Этот проблеск подлинно виден в книге. Это второй важный собеседник Мисимы, тоже чисто традиционная эстетическая концепция.

    А все вместе получается глубоко, но слишком болезненно.

    11
    62