Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дашенька, или История щенячьей жизни

Карел Чапек

  • Аватар пользователя
    Аноним4 февраля 2020 г.

    Как завести щенка

    Удивительным образом в этой книжке ощутимо сочетаются две писательские иронии – Карела Чапека и Бориса Заходера. Голоса автора и переводчика звучат в унисон, но вполне различимо. Немного ворчливый, ехидный и наблюдательный взгляд на мир Чапека поддержан непосредственным словотворчеством Заходера. Это мгновение жизни, уместившееся между двумя войнами, когда вопреки страшной трагедии казалось, что реальность начинается заново.

    По большому счету, в «Дашеньке» нет ничего детского. Чапек использует писательство и рисование тушью как психологический прием, чтобы избавиться от раздражения. В собаководстве не так много умильного и ребячливого, потому что оно сопряжено с бытовыми травмами. Да и писатель к своей героине не относится как к ребенку. Некоторая антропоморфность возникает, потому что Чапек наделяет фокса Дашеньку волей и пристально наблюдает, как щенок входит в большой мир, повинуясь голосу природы. Последний – тоже очень любопытный персонаж. Само творение, которое подсказывает своим подопечным путь, строгий и нетерпеливый учитель, не лишенный сарказма. Его интонации чем-то напоминают самого Чапека, хотя это старательно скрывается. Собственно, сатирическую мощь демиурга читающий мир узнает чуть позже, когда разразится «Война с саламандрами». А пока писатель старается совместить любовь к своему собачьему семейству и трудности воспитания существа, над которым человек не властен. Наблюдения за Дашенькой очень подробны, как у натуралиста. И немало сочувствия достается маме щенка Ирис. Невозможно удержаться от трогательной улыбки, глядя на авторский рисунок и читая рассказ о том, во что превращается родительница к концу своего недолгого периода материнства.

    Спустя шесть лет Чапек вернулся к историям о Дашеньке. «Как фотографировать щенка» - прямое продолжение, но голос природы заменяет иронизирующий рассказ человека. Иррациональность щенячьего поведения уже более напоминает людскую эксцентричность. Комедийный эффект строится, конечно же, на том, что рассказчику никак не удается запечатлеть на фотокамеру самые оригинальные и эмоциональные сцены из жизни щенка. Он подозревает, что где-то Дашенька сознательно кокетничает. Но и автор не лишен этого кокетства. Для истории он все же сделал немало замечательных снимков, помещенных в книгу.

    И как приложение к советам фотографа Чапек сочинил «Сказки для Дашеньки, чтобы сидела смирно». Наделяя щенка чертами не самого благодарного и непоседливого слушателя, рассказчик пытается насмешить читателя своими фантазиями. А они пародируют ни много ни мало всю человеческую культуру. От сотворения (и в центре, конечно же, фокстерьеры) до легендарно-мифологического обоснования традиций и инстинктов. Например, купирование хвоста или ночной лай. Нетрудно в этих историях заметить следы библейских апокрифов, народных приемов сказительства и литературного экспрессионизма XX века. Но при этом и безапелляционного гуманизма, при котором человек хоть и не обладает чертами идеального существа, но является верховной инстанцией в жизни «малых существ». В финале Чапек пишет о доме, доверии и любви. Но сама патерналистская система распределения щенков свидетельствует о нарушении природного порядка, упрямом вписывании человеком всего в свое производство.

    В целом сборник историй Чапека о Дашеньке обладает ароматом своего времени и, конечно, маленьким читателям во многом позволит узнать себя, свои природные позывы к исследованию мира, трудности этого познания и давление взрослого мира, социального порядка.

    11
    1K