Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Dix heures et demie du soir en été

Marguerite Duras

  • Аватар пользователя
    Аноним3 февраля 2020 г.

    Тоненькая книжечка на французском, которая разбередила что-то внутри. Читала ее в альпийской тишине, пропитываясь книжной духотой. Единство времени, места и действия: один вечер, одна ночь и одно утро в маленьком испанском городке, изнывающем от жары. Главная героиня Мария, начинающая алкоголичка, которая не может функционировать без "еще одной манзаниллы", ее безропотная дочь и муж, увлекшийся лучшей подругой жены, которая тоже почему-то путешествует с ними. Они вынуждены остановиться в захолустном отеле, чтобы переждать грозу, а параллельно с природным катаклизмом, разгорается катаклизм внутрисемейный и социальный - потому что весь город ищет преступника Родриго Паэстру, который в порыве жгучей ревности убил свою жену, застав ее с любовником.

    Я еще после "Любовника" поняла, что Дюрас пишет очень одинаково, так что если вам пришелся по душе стиль первого романа, понравится и этот. Она проникает в суть момента, берет какое-то определенное чувство, одну картинку - и давай обсасывать это со всех сторон, ракурсов и полутонов. Бесконечные повторы и односложные предложения, простой, но при этом певучий язык. Она описывает мгновение настолько плотно и осязаемо, что ты физически ощущаешь запах озона и вина, ветер на балконе, на котором проводит ночь Мария в тщетных попытках проанализировать распадающийся брак и убедиться, что размытая фигура на крыше под дождем - это тот самый преступник, которого она почему-то не собирается сдавать полиции. Возможно, потому что она тоже знает, что такое ревность. Возможно, потому что в этом вечере она видит возможность забыться в чем-то кроме алкоголя и жалости к себе - она может с головой погрузиться во что-то неординарное, в ночь, когда время текло иначе, когда она воочию видела, что с людьми творит ревность и любовь. Вокруг царит сонное кинематографичное оцепенение, а Мария все думает и думает об одном и том же. О желании, электричеством пронизывающем воздух между подругой и ее мужем. О грозе, о Родриго Паэстре, о желании ощутить в горле анастезирующее тепло коньяка.

    Мадрид, в который они никак не приедут, кажется недосягаемой мечтой о счастье. Утренняя жара несколько отрезвляет и героиню, и читателя - все постепенно возвращается на сваи повседневности. Марии все больше хочется пить, обжигая горло и разум алкоголем, медленно прощая себе то, что не спасла Родриго, как и не спасла свою любовь, которой было суждено закончиться, освобождая место чужой страсти, чей черед умирать придет быстрее, чем кажется. Очень ощущенческая вещь, дождливая и засушливая, вяло-апатичная и страстная одновременно. С одной стороны депрессивная, а с другой пробуждающая к жизни. Я определенно еще вернусь к Маргерит Дюрас. Жалко, что ее мало печатают на русском.

    24
    278