Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

В ожидании варваров

Дж. М. Кутзее

  • Аватар пользователя
    Аноним13 ноября 2011 г.

    На условной границе условной Империи, в условное время условно цивилизованные люди ожидают нападения условных варваров. Условный главный герой (главный ли? Герой ли?) монотонно и без эмоций начинает рассказывать нам историю своей скучной, но такой налаженной жизни, покой которой вдруг нарушен приездом столичного гостя – полковника Третьего отдела Гражданской Охраны (что это такое читателю неизвестно, но заглавные буквы выглядят зловеще).

    Такова завязка романа Кутзее «В ожидании варваров», романа, страниц через двадцать которого я начала ощущать смутный зуд узнавания. Еще страниц через двадцать зуд достиг своего апогея – граница, крепость, дикари где-то там за горизонтом, ожидание – это «Татарская пустыня», конечно. И тут я приуныла. Дольше книги Буццати я, пожалуй, мучила лишь «В дороге» Керуака, несколько месяцев я терзала себя и эту небольшую книжицу, пока внезапно, после полугодового перерыва, не дочитала ее в один присест.

    Приуныла я потому, что «В ожидании варваров» – совет Amatik на флэшмоб 2011, а год уже кончается, сейчас я упаду и нескольких месяцев у меня просто нет. Здесь, наверное, и кроется главная проблема моих отношений с этой книгой – ее нужно читать дольше. Мучить-не мучить, но дольше. Мне кажется, отстраненность романа – осознанный выбор автора, использовавшего столь откровенно притчевый и метафорический стиль повествования, но не думаю, что он рассчитывал на то, что его книга заденет меня как читателя настолько по касательной. Достаточно сказать, что я впервые вздрогнула лишь на эпизоде с кольцами в щеках, когда позади уже было немало страниц с описаниями увечий и последствий пыток. Возможно, нам с книгой действительно не хватило времени.

    Удивительно, но визуально этот роман мне представляется пустынью или степью (что вполне понятно), а вот внутренне я его ассоциирую с волнами – монотонно, неизменно, беспрестанно накатывающимися волнами.

    5
    17