Рецензия на книгу
Грозовой Перевал
Эмили Бронте
imoogii3 февраля 2020 г."Великое таинство искусства в том и состоит, что, исходя из концентрированного личного опыта, художник оказывается способен выразить всеобщую правду", Г. Ионкис
Вересковые пустоши, символизирующие свободу. Мистическая атмосфера, сопровождающая мрачные события. Любовь, которые многие посчитают нелюбовью вовсе и жестокость, рождённая предательством.
Отношения с «Грозовым перевалом» каждый выстроит свои. И пусть это будет даже ненависть, но прочитать всё же стоит, хотя бы ради того, чтобы возродить в себе дух противоречия и желание восстать против описываемых ситуаций. Но, если вы всё же предпочитаете узнавать о любви только со светлой стороны, то читать будет тяжко, потому что это точно не та книга, которая вас умилит или поднимет стаю бабочек в животе.
Роман опубликован в 1847 году, так что реалии, в которых он был написан нужно учитывать. Нам повествуется об отношениях приёмного цыганёнка Хитклифа и юной взбалмошной хозяйской дочери Кэтрин Эрншо, выросших в усадьбе Грозовой перевал и взлелеявших свою роковую любовь. Казалось бы, свершившийся добрый поступок подобно бумерангу должен был вернуться таковым, но он запустил пугающий круговорот, а на страницах развернулась шокирующая история лишённой рассудка одержимости и всепоглощающей дьявольской мести. Людские пороки достигают тут апогея, а их концентрация в романе представляет всех героев мерзкими и уродливыми. Тёмные начала торжествуют и правят ими, потому роман и причисляют к готическим: он мрачный, неоднозначный, пугающий и страстный.
Повествование строится на методе «обрамления», то есть у нас, в данном случае, есть два рассказчика, ведущих субъективное изложение событий с разных точек зрения: мистер Локвуд, горожанин, поселившийся в провинциальном поместье Мызе Скворцов, и экономка Нелли Дин, которая стала свидетельницей всех печальных и радостных событий, произошедших с героями. Язык прекрасен, понятен и текуч, так, что погружение абсолютное и удивительно красочное. Меня до сих пор бросает в дрожь от воспоминания сцены заточения Кэтрин Линтон Хитклифом – это было настолько эмоционально, что в груди всё горело от возмущения, а книгу пришлось отложить, чтобы прийти в себя. Но беспокоиться о том, что конец заранее будет объявлен не стоит – тут в запасе хронологический поворот, который позволит переживать читателю о судьбе героев до самого конца.
Причисление книги к жанру любовного романа может ввести в заблуждение тех, кто не читает классику, потому что за историей «любви-ненависти» скрывается достаточно аллюзий, чтобы удостовериться, что поданный нам пример создан не с целью потешить женскую душу, хотя бы потому, что это было бы слишком банально для столь таинственной души Эмили Бронте. То, что на страницах прячется гораздо больший смысл, чем думает читатель становится очевидным с самого начала. И этот загадочный смысл, гуляющий по пустынным просторам Йоркшира, обдуваемым ураганными ветрами, то поддаётся нам, обличая ярость Хитклифа и трусость Кэтрин, то ускользает, оставляя в ужасе и недоумении. Мне очень понравилось, как сказал французский философ Жорж Батай о романе: «Сюжет книги — бунт отверженного, изгнанного волею судьбы из своего же царства и горящего неодолимым желанием вернуть себе утраченное». Тут есть над чем подумать, есть чему восхититься и воспротивиться.
И всё-таки я не советую бросать читать. Хоть, по мне, конец должен быть иной, а хэппи энд слишком традиционен и не подходит основной части книги, в финале приоткрывается дверь, которая позволяет чуть-чуть понять, что же творилось на душе у такого чёрного человека, как Хитклиф, почему такие отношения можно назвать любовью и почему всё же стоит знакомить себя хотя бы изредка с отрицательными героями и разгадывать причины, сделавшими их таковыми.
Очень страшно равнодушие, а «Грозовой перевал» специфичен тем, что равнодушие исключается. Роман бьёт своем электричеством и рождает такую эмоциональную силу, что неудивительно, что не каждый взявший в руки книгу, совладает с собой и дочитает её до конца.
8921