Рецензия на книгу
Every Heart a Doorway
Seanan McGuire
Аноним1 февраля 2020 г.Марафон по бегу от проблем
Я слышала столько восторженных отзывов об этой книге, что никак не ожидала столкнуться с тем, что там было на самом деле. Мне не хотелось портить себе сюрприз, поэтому я не искала слишком уж подробные отзывы. Я думала, что в книге дети будут путешествовать по другим мирам в поисках дороги домой. Кто ж знал, что у автора очень извращенное (почти что больное) представление о "доме"...
Ситуацию разложили по полочкам с первых страниц – некоторые дети открывают волшебные двери и попадают на неопределенное время в другие измерения (где могут пройти года), потом они возвращаются в настоящий мир и проходят через жесткий период адаптации. И есть специальная школа, директриса которой собирает таких детей и всеми силами пытается отправить их обратно в те волшебные миры насовсем. "Очень... странно", – думала я, но решила сделать скидку на то, что книга по первым страницам была словно написана для раннеподросткового возраста.
Книга очень быстро исправилась и подсунула совсем немножко разговоров про секс, кровищу-расчлененку, рассказы о чернющих мирах, в которых побывали другие дети. Ничего из вышеперечисленного меня не беспокоило. А вот ситуация главной героини – очень. Нэнси попала в мир мертвых, где нужно было учиться быть неподвижной, если не хочешь, чтобы тебя убили привидения. Потом прислуживала в замке Повелителя Мертвых в качестве статуи – весь день она училась стоять столбом и питаться исключительно гранатовым соком, чтобы поддерживать легкость в теле. Потом она еще танцевала с Повелителем, фанатела от его прикосновения к ее волосам, ну и в принципе была уверена, что он ее любит. Оказавшись в реальном мире Нэнси СТРАДАЛА и хотела обратно. А ее мерзкие родители взяли и... обеспокоились тем фактом, что их дочь пропала на месяца, вернулась в черном, с выбеленными волосами, сидела неподвижно и ничего не ела. Вот сволочи, мешают ребенку быть счастливым! Ведь ясно же как день, что они должны были оставить ее сидеть в комнате и вообще забыть про ее существование, как все любящие родители. Но нет, ее отправляют в школу (не зная об истинных намерениях директрисы) в надежде, что ей смогут помочь.
У всех детей разные миры, в которых действует крайне нелепая классификация: Добро-Зло, Абсурд-Логика. Половина детей этой школы побывала в таких же темных измерениях, как Нэнси. Само собой, все эти дети люто хотят обратно, ведь всем нам не хватает регулярного психологического/физического абьюза в жизни, не так ли? (тут был сарказм) Вторая половина детей побывала в светлых измерениях. Они тоже хотят обратно, что выглядит немного печально, потому что темные миры автор расписала прям со вкусом, с подробностями, кто и как превозмогал и калечился, а светлые она описала сдержанными категориями: "эльфы", "единорожки", "радуги", "пончики". Уф, вот это полет фантазии, я восхищена.
Все, что я видела с первых страниц – кучу детей с какой-то вариацией стокгольмского синдрома в стиле фэнтези. И я решительно не понимала, почему автор это поощряет и почему я должна мечтать о том, чтобы они попали обратно в свои маленькие филиалы ада. Почему я должна была держаться за сердечко, читая мысли Нэнси. О чем можно подумать, увидев свежий труп? "Ах, надеюсь душа этого человека попадет в мой мир, и расскажет Повелителю, что я пытаюсь вернуться, он точно будет мной гордиться! Ах!" Конечно. Весь мир крутится вокруг тебя, деточка. Конечно же, человек, который нехотя расстался с жизнью, только и будет думать о том, как разыскать твоего Повелителя и расхвалить тебя и твою одержимость.
В общем-то, может, я спокойнее отнеслась бы к истории Нэнси, если бы автор не начала раскручивать ее асексуальность. Проблема в том, что у нее это хорошо получилось; это было гармонично вписано в образ героини и я порадовалась разнообразию. Другая проблема в том, что автор бросила эту тему на полпути,
"изящно" решив все метания героини – незачем метаться, когда ты возвращаешься в мир привидений и стоишь там статуей для красоты! Ты ж асексуалка, зачем тебе человеческие отношения! Что? Нет, я помню, что ты не аромантична и любишь флирт, прикосновения, поцелуи, красивых людей, в общем, рядом с мальчиками ведешь себя как обычная девушка-подросток, и ты совсем не против личного счастья, которое определенно сложно будет найти, но это же не повод бросать попытки... А, погодите. Нет, все-таки повод. Бросай все попытки, милочка, проваливай отсюда и сведи весь смысл своей жизни к тому, чтобы быть красивой вещью в чьем-то дворце.Вот это я понимаю счастливая история! И, главное, как прогрессивно! В начале книги пожаловаться на разницу в воспитании девочек и мальчиков, и не видеть ничего такого в том, чтобы так поступить с главной героиней.
Если говорить по сути: я очень не люблю истории, в которых персонажи навсегда сбегают от проблем в волшебные миры. Чаще всего взрослым персонажам я это прощаю (исключение – Ричард из "Никогде" Геймана), потому что они хотя бы успели немного пожить и получить какой-то опыт человеческих отношений, которые всегда, ВСЕГДА вынуждают нас работать над собой, делать усилия, выстраивать или менять свои убеждения, словом, становиться личностью. Взрослые персонажи успели хотя бы попытаться что-то сделать в этом мире, неважно, насколько успешными были эти попытки. Сэр Макс, уезжающий в Ехо, не вызывает у меня никаких противоречий. Но когда в эту роль всовывают подростков (например, Джейка из графического романа "Дом странных детей"; там не другой мир в привычном понимании, но ситуация похожа), у меня глаза красным застилает просто.
Нэнси тут получилась хрестоматийным случаем – у девушки были такие неразрешимые проблемы с родителями, как... разные предпочтения в стиле одежды (о ужас!), попытки спровадить ее на парочку свиданий (никогда такого не было и вот опять!), беспокойство по поводу ее любви к манекен-челленджу (да это ничуточки не вредно для здоровья и психики, что вы!) и опасно-минимальному количеству принимаемой еды (автор, пощади... так девочка реально тупая как пробка и не понимает, что в реальном мире нужно есть, или все-таки у нее психологическая травма, которую нужно лечить, а не поощрять?). Первые две "проблемы" решаются обычными разговорами ртом, с изложением своих мыслей. В тяжелых случаях можно дождаться совершеннолетия, свалить от родителей и жить как хочешь. Вторые две "проблемы" – это ребенок, которому нужна помощь. А не то, что написала автор. У некоторых детей были реально сложные ситуации с родителями, и как раз их желание попасть обратно я понимала и не осуждала (например, когда родителей совсем не было или когда это были родители Кейда). Но в их мирах хотя было какое-то движение, какая-то жизнь, какая-то надежда на развитие.
А Нэнси, ничего не успев сделать в этой жизни, сбежала в место, где делать придется еще меньше. Гениально, вот это я понимаю развитие персонажа – не развивать его вообще.Удивительная книжка!
9308