Рецензия на книгу
Зов Ктулху (сборник)
Говард Лавкрафт
Аноним31 января 2020 г.Как и творчество любого знакового писателя, рассказы Лавкрафта можно либо обожать, либо не понять вовсе.
Теософы высказали догадку о внушающем благоговейный страх великом космическом цикле, в котором весь наш мир и человеческая раса - лишь кратковременный эпизод.Неоднозначность и противоречивость - вот, что я испытываю, размышляя о рассказах Лавкрафта. С одной стороны, мои ожидания были не оправданны. Я не ощутила ужаса, что обещает нам одно лишь имя Говарда Филиппса Лавкрафта. С другой же, спустя время мои впечатления настоялись и я была бы не против вернуться к нему вновь. Меня не отпускает чувство, словно я упустила что-то, написанное между строк.
В его рассказах мы ничего толком не узнаем о героях, его повествование - сплошной нарратив, да и словесная избыточность утомляет (эпитеты "зловещий", "ужасный", "неописуемый", "омерзительный"), а от бесконечных упоминаний "Некрономикона" безумного араба у меня к концу уже дергался глаз. Однако впечатление от подачи со временем смазывается, а впечатления остаются, так что я даже рада, что пишу отзыв спустя несколько месяцев после прочтения.
По сути своей его рассказы ближе к научной фантастике, меня удивляет, что об этом никто не упоминает (а все потому что научная фантастика больше ассоциируется со звездолетами и лазерами, где "все объяснено" околонаучными терминами). С какой тщательностью Лавкрафт описывает, "изучает" созданных им монстров, что совершенно не свойственно жанру ужасов, где недосказанность - один из главных приемов для создания напряжения.
Творчество Лавкрафта - это не про ужасы, а про страх. Страх перед жестокостью и величием мира, который давит на человека со всех сторон. Страх, испытываемый, когда ты бессилен что-либо поделать, и осознание, насколько ты мал по сравнению со вселенной, где живешь, насколько ничтожен и слаб. Это в конце концов страх перед смертью и забвением - однажды тьма веков поглотит тебя и ты исчезнешь, потеряешься в них.
Эти страхи выражены и в описании погибшего города в "Хребтах безумия": если великие цивилизации исчезают, то что значит единственный человек в этом безумном потоке? Огромный Ктулху возвышается над крохотным человеком, и последний не способен ничего сделать, лишь направить в безумии лодку прямо в его брюхо и надеяться, что выживет.
Личность автора всегда накладывает отпечаток на его произведения, но при прочтении рассказов из этого сборника мы не просто ведем диалог, мы словно заглядываем в его разум, наблюдаем борьбу, бродим в потемках, пытаемся отыскать свет истины. Возможно потому герои его рассказов так блеклы. Они не имеют никакого значения. Яркий герой будет лишь отводить взгляд от главного. От монстров.
Монстры Лавкрафта - олицетворение его страхов перед миром и неизвестным. Может, потому они и стали настолько культовыми, что каждый из нас знаком с ними не понаслышке.184