Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

What's Bred in the Bone

Robertson Davies

  • Аватар пользователя
    Аноним30 января 2020 г.

    Вторая часть Корнишской трилогии Робертсона Дэвиса – и снова восторг! Она понравилась мне даже больше, чем первая. «Мятежным ангелам», наверное, немного не хватило цельности, а вот второй том, сохраняя все достоинства первой части, при этом абсолютно самодостаточен и прекрасен в своей завершённости.
    «Что в костях заложено» – подробнейшая история того самого Фрэнсиса Корниша, именем которого названа трилогия и вокруг наследства которого закрутился сюжет первой части. В «Мятежных ангелах» информации о нём было крайне мало, и составить о нём внятное представление было совершенно нереально. И эта проблема актуальна не только для читателей, но и для персонажей книги, поскольку многие аспекты биографии Корниша прояснить уже не представляется возможным. Однако мы эту уникальную возможность всё-таки получаем, поскольку нам рассказывают историю ангел биографий по имени Цадкиил Малый и личный даймон Фрэнсиса Корниша, Маймас (ангел и даймон, да! хотя он и совсем не демон, а «дух золотого века», «наставник для простых смертных», «олицетворение совести художника» и даже «джокер в колоде, высший козырь, кроющий все остальные»):


    …вот мы сидим тут с тобой, двое Малых Бессмертных, и жизнь Фрэнсиса разворачивается перед нами, как она записана и хранится в твоём архиве, и всё же иногда ты разговариваешь так, словно мы всего лишь двое смертных, смотрящих телевизор, в котором не может случиться ничего неожиданного, непредсказуемого. Брат, нас не связывают законы телевизионной мелодрамы.

    Воистину, Маймас прав, ведь биография Фрэнсиса, местами донельзя заурядная и тривиальная, в других местах просто поражает чередой совпадений и неожиданных поворотов. Мы наблюдаем её с самого детства, и даже заглядываем немного раньше, в историю семьи, начиная со знакомства и свадьбы родителей Фрэнсиса, произошедшей при весьма необычных обстоятельствах. Мы видим Фрэнсиса грустным одиноким ребёнком, окружённым странными и противоречивыми воспитателями – истинными жителями маленького канадского городка.


    Именно в детском саду была заложена незыблемая основа пожизненной мизантропии Фрэнсиса.

    Но, собственно, так и было задумано влиятельным даймоном, поскольку «не одна многообещающая жизнь была испорчена счастливым детством» (и потом, кому же интересно будет читать про это счастливое детство?).
    Мы проходим с Фрэнсисом все этапы его жизненного пути – путешествия, учёбу, его собственную свадьбу (по большому счёту, сильно напоминающую свадьбу его родителей), ученичество у знаменитого реставратора картин. И, наконец, нашему вниманию представляется картина «Брак в Кане Галилейской» (известный библейский сюжет: на пиру в Кане Иисус превращает воду в вино), которая станет смыслообразующей для всей книги (и всей жизни Корниша). Глубочайшая ирония автора во всём, что связано с этой картиной, в том числе в многочисленных разборах из серии «что же хотел сказать автор?» – повод для особого наслаждения. Не говоря уже о том, что в целом текст всё так же великолепен, как и раньше. Несмотря на достаточно размеренный темп, повествование удивительно насыщенное, и при этом лёгкое, так что биография Корниша буквально проносится перед глазами.
    Я всё пытаюсь объяснить, что это за книга и почему она прекрасна, но, кажется, такие вещи невозможно выразить словами коротко и внятно. Если эту книгу не читать, то, в принципе, ничего не потеряешь, она совсем не must read. Но вот если всё-таки до неё добраться – будешь захвачен потоком рассказанной истории и, сто раз почувствовав себя дураком (в хорошем смысле, поскольку кругозор автора снова поражает воображение), всё равно не сможешь оторваться и обязательно захочешь продолжения. «Лира Орфея» у меня на очереди…

    9
    486