Рецензия на книгу
Критика криминального разума
Майкл Грегорио
winpoo29 января 2020 г.Стилизация в духе Умберто Эко
Даже не знаю, чего я ждала от этой книги, ведь я не большой любитель исторической литературы вообще и исторических детективов в частности, а имя автора не говорило мне ровным счетом ничего. Единственным стимулом стало название, апеллирующее к Канту и прямо указывающее на «своего» читателя и зацепившее меня внезапным воспоминанием о том, как в университете я штудировала «Основы метафизики поведения», «Антропологию с прагматической точки зрения», «Критику практического разума» и прочие знаковые magnum opus’ы, и как Кант был вызовом для моего, в общем, нефилософского ума. В общем, «Критика криминального разума» стала одним из самых немотивированных моих чтений. Прочиталось не без любопытства, хотя «отгадка» всех «загадок» приходит довольно рано, а последние главы слегка разочаровывают.
Но чтобы дойти до конца, нужно было как-то увлечься началом, а оно, надо сказать, было скучноватым. Преодолевая медленный темп и вязкость повествования, я искала, за что бы зацепиться сознанием, и решила, что здесь многое создается деталями в духе Умберто Эко, в самой атмосфере происходящего. Вероятно, из этой книги получилось бы хорошее костюмированное кино: автор не скупится на зрительные описания, умственные отступления, тактильные и обонятельные нюансы, и все у него выходит «весомо, грубо, зримо», так что ты не просто читаешь, а пребываешь в Кенигсберге 1803 года, «где встречают нас событья» - серия непонятных и кажущихся ритуальными убийств. Следственные действия разворачиваются более чем неспешно и, вопреки Канту, не всегда логично, но ты успеваешь пропитаться промозглым воздухом, холодом, сыростью, ветром, дующим с моря, а главное – проникнуться духом подозрения, страха и общего непонимания происходящего. Собственно, это и делает роман привлекательным для тонко чувствующих джентльменов и любящих всякие мрачные тайны леди.
Эта книга – не просто историческая стилизация, а детектив с собственной внутренней философией, которую в нее пытался вложить автор - с попыткой осмыслить смерть, хладнокровное убийство, самоубийство и намерением «побыть в душе убийцы». Но линия Канта мне показалась несколько двусмысленной и непоследовательной, доказательства относительно Мартина Лямпе – умозрительными, разгадку собственного невроза Ханно Стиффениисом банальной. Но… в конце концов, книги пишутся не для того, чтобы в них верили, а чтобы их обдумывали. Было бы что.
29458