Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Tenant of Wildfell Hall

Anne Bronte

  • Аватар пользователя
    Аноним25 января 2020 г.

    Викторианское супружество

    Последние недели меня преследовала тяга найти английский классический роман, завернуться в одеяло и читать, посматривая на январские дожди. Книга младшей из сестёр Бронте идеально вписывается в эти задачи. Я нашла упоминание о том, что этот роман является одним из первых примеров феминистской литературы, и уже только это одно могло заинтересовать.

    Если мы подумаем о месте женщины в Викторианской Англии, то на ум придёт образ непростительно нежного домашнего цветка; возвышенной, добродетельной и хрупкой дамы. Девушек из приличных семей воспитывали в духе "благочестие, покорность, несамостоятельность". Оставалось только ждать своего "счастливого жребия", высшей точки существования — слияния узами брака с мужчиной. Сами того не понимая, викторианцы (впрочем, не только они) сотворяли из женщин бесправных рабынь своей доли, без доступа к образованию, работе, а чаще — без права даже на собственные мысли.

    И вроде бы такой обыкновенный романчик, где однажды женщина восстаёт против тирании и крайне свинского обращения со стороны своего мужа. Читаем её дневник: как она влюбилась ещё девочкой, не понимая жизни, в первого повесу, встреченного на жизненном пути. Как она быстро вышла замуж, с восторгом повторяя про себя: "Всё моё станет его!". Как семейная жизнь трескалась и обнажала парализующий, загоняющий в угол, страх. Развод в ту эпоху немыслим, работу найти невозможно, а самовольный уход от мужа породил бы такое количество сплетен, что уничтожил бы начисто репутацию. И что делать, куда бежать?

    Язык романа такой плавный, в нём баюкающая старина речевых оборотов, но сама эта ситуация, вскрывающая истинное положение женщины в те годы — пугает, отдаляет в своём непонимании. Я не хочу сказать, что сейчас положение женщин идеально. Некоторые, увы, живут в ужасном браке и не имеют сил и финансов это поправить. Женщины во многих сферах деятельности всё ещё должны работать вдвое больше, чтобы просто доказать, что они могут быть "наравне" с мужчинами. Это всё ещё мужской мир. Но нельзя не думать о достижениях женщин, добытых не в последнюю очередь с помощью таких честных и реалистичных книг, как эта.

    После смерти Энн её сестра Шарлотта запретила к публикации роман "Незнакомка из Уайлдфелл-Холла", ссылаясь на то, что "выбор темы в романе был ошибкой". Это в конечном итоге повлияло на то, что на данный момент Энн Бронте читают реже всех из сестёр. Да уж, спасибо, Шарлотта. Я советую вам не игнорировать Энн, потому что из троих сестёр именно она беспощадно правдива и непреклонна в своих мнениях и идёт напролом, явно указывая на необходимость разрешения разводов.

    Сейчас эта книга покрылась налётом старины, многие её части вызывают улыбку снисхождения, представляются затянутыми. Но я хвалю Энн Бронте за честность, за силу духа и упрямство в те времена, когда общественное мнение давило на женщину гораздо сильнее, чем сейчас.

    PS Парочка мыслей о концовке (спойлеры). Смотрите, по сути, являясь достаточно взрывным по содержанию, роман всё ещё упрямо консервативен по форме. Потому что конец таков: главная героиня, намучившись со своим первым мужем, счастливо проводит остаток жизни со вторым. Это хорошо, конечно, но вариант ей остаться одной и жить для себя даже не рассматривается. Место женщины пока ещё только подле мужчины. И то, что Энн печаталась (как и сёстры) под мужским псевдонимом, очень показательно в данном контексте.

    41
    15,9K