Рецензия на книгу
The Seven Deaths of Evelyn Hardcastle
Stuart Turton
Аноним25 января 2020 г.В целом я не поклонник детективного жанра, но ничего против не имею. Я люблю мистику и антураж давно минувших дней, но вот сюжеты про т.н. «петлю времени» мне не нравились никогда. Здесь, однако же, этот прием использован хорошо, пусть механизм этой «петли» подчас трудно однозначно осмыслить.
Главный герой каждый раз просыпается в теле нового гостя и вынужден расследовать в рамках одного дня убийство, которое выглядит как совершённое публично самоубийство. В расследовании у него несколько конкурентов, и только один – раскрыв дело – может покинуть этот бесконечно повторяющийся день.
Подобная концепция выглядит весьма занятно, «тигель» выстроен хорошо, герой непрестанно действует, и нотка постоянного напряжения – присутствует. Несмотря на то, что каждый день герой просыпается в новом теле, его личность так или иначе обрисовывается как самостоятельная, отчасти, возможно, в пользу этого играет контраст между ним и «гостями». Кто-то из них вызывает отвращение, кто-то наоборот приятен. У каждого – свои достоинства и недостатки, но отпечаток от них остается, никто не кажется безликим.
Да, повествование похоже на квест, из этого детектива получился бы хороший сериал/фильм или игра. Никаких пространных описаний и непрестанной рефлексии, экспозиция дана по минимуму, однако не кажется недостаточной. На мой взгляд, всё в основном настолько плотно подогнано, что большее или меньшее количество подробностей не пошло бы повествованию на пользу, равно как подробные объяснения или описания реальности и личности героев вне поместья, в котором они находятся.
Ничего не могу сказать насчет качества языка в русском переводе, ибо читала в оригинале, где стиль повествования мне показался достаточно емким и точным, под стать динамике происходящего.
Честно признаюсь, я давно не сталкивалась с произведением, которое бы меня так увлекло. Со времен далекого 2009 г., должно быть, когда я прочитала «Стеклянные книги пожирателей снов» (весьма дискуссионная вещь, надо сказать, хотя хорош в ней был не детектив, а экшн), пожалуй, почти никакая книга не заставляла меня переворачивать страницы с таким интересом. И здесь суть не только в разгадке, которая, безусловно, вызывает интерес, пусть и не отличается какой-то особенной оригинальностью, но и в том, что сами обстоятельства, в которых оказались герои, формат происходящего, таковы, что так или иначе героям сопереживаешь – учитывая бесконечность повторения цикла (в англ. версии был the loop, не знаю, как это у нас перевели) – и невольно надеешься, что приложенные ими усилия оправдаются. Также приятно порадовало, что автор в конце обошелся без «подлянок», так что разочарование меня как читателя не постигло.
Весьма спорными, однако, представляются отношения главного героя и некой Анны. С одной стороны, логично, что они испытывали друг к другу теплые чувства, но с другой – выяснившиеся факты оставляют некий весьма однозначный осадок; хотя, если рассматривать их отношения с позиции ситуации, в которой герои оказались, и учитывать, что оба ничего толком не помнят, принятое решение логично. А уж как бы все это вывернулось, вернись они в реальность, из которой пришли, совсем другой вопрос.
Интересно, конечно, что Стюарт Тёртон будет делать дальше. Такую примечательную книгу хорошо написать где-нибудь в середине писательской карьеры, потому что держать все время подобную планку крайне сложно; с другой стороны, следование ей же может повлечь однообразие; но, возможно, автор действительно очень талантлив и позже порадует нас чем-нибудь новым, по-своему замечательным.4114