Рецензия на книгу
A Clockwork Orange
Anthony Burgess
Aster6 ноября 2011 г.Хорош черт! До чего хорош! Берджесс определенно гуру «утонченного искусства грязи». Как во «Влюбленном Шекспире» душок от немытых сальных косм Поэта есть неотъемлемая часть предельно точно детализированной картины мира, так и здесь - чудовищность Алекса убийственно гармонична и незаменима. Да и чудовищность ли?
Человек в «Заводном апельсине» - игрушка с ключиком и пружинкой. В определенные периоды ключик накручивают разные руки, но суть не меняется. Сначала дом. Потом общество, субкультура, гормоны, в конце концов. Потом еще что-то, может, что-то увиденное и впечатлившее. Первая примеренная одежка. Внутри нет ничего, кроме пружинки и ключика. Снаружи – только хитиновые чешуйки, отражающие свет или его отсутствие. И да, Алекс был тварью, потому что был молод. Алекс захотел семью, когда ему все приелось и он увидел подходящую «картинку». Не потому, что изменился. Не чему меняться. Примерил новую одежку, принял новую игру. И все, выбор или его отсутствие не имеют значения. Потому что есть только иллюзия выбора, потому что контроль всегда извне, движущая сила всегда извне. А внутри только заводная игрушка.
А книга хороша, ох как хороша. И слогом (низкий поклон переводчику), и детализацией мира, и прорисовкой героев. Читать обязательно, как минимум, чтобы попробовать «искусство грязи» на вкус. На том и порешим. «Аминь и прочий kal» (с)
1220