Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Компромисс

Сергей Довлатов

  • Аватар пользователя
    Аноним24 января 2020 г.

    Я очень хорошего мнения о прозе Довлатова. Его стиль сложно определить, но легко узнать. В его произведениях много тонкого юмора и самоиронии, порой на грани грустной, но доброй философской усмешки, а иногда и вполне себе остросоциальной сатиры на советское общество. Впервые с творчеством Сергея Довлатова я имел счастье ознакомиться в ВУЗе. Почему его не проходят в школе?! Очень категорично считаю, что все то унылое творчество русских послереволюционных писателей, которое нас заставляли читать, не стоит и одной книги Сергея Донатовича. Это при том, что в ВУЗе я не понял, почему книга называется «Компромисс». Где компромисс-то? И только много лет спустя, слушая аудиокнигу в блестящем исполнении Константина Хабенского, внезапно отметил: компромисс – это когда ты пишешь в газету глянцевую, отцензурированную и прилизанную заметку, которая к реальной жизни не имеет никакого отношения. Но зато ты – пишешь. Хоть что-то. И у тебя есть за это деньги.
    А попутно ты пишешь в стол. Много. Потом рвёшь. Потом пишешь опять. Испытываешь настоящие муки творца. И очень хочешь быть похожим на Чехова. И, возможно, местами в чём-то даже превосходишь Антона Павловича, чей авторитет сомнению не подлежит.
    Довлатов – филантроп. В истинном смысле этого слова. Я был очень удивлен большим количеством отрицательных отзывов на «Компромисс». Показывая неприглядную сторону жизни, изображая людей такими, какими они являются на самом деле, а не в фальшивом ключе эпохи развитого соцреализма, Довлатов не утрачивает любви к ним. Он искренне интересуется ими. Даже позволяя себе интеллигентно высмеивать человеческие недостатки, он все равно не возносится над толпой. Его проза пропитана этой мыслью: «Я – такой же. Я обыкновенный человек из плоти и крови со своими слабостями и недостатками». И, к сожалению, Довлатов являет собой наглядный пример того, что если истинный творец угнетаем – то для его творчества это идёт только на пользу. Перефразируя самого писателя – если бы не его «идейная чуждость», мы бы не увидели всех этих чудесных рассказов и повестей, которых так мало, едва ли хватит на четыре книги, но зато практически все – образец мастерства наблюдателя и писателя.

    5
    766