Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Цена нелюбви

Лайонел Шрайвер

  • Аватар пользователя
    Аноним23 января 2020 г.

    Лайонел Шрайвер “Цена нелюбви”

    Так уж получилось, но мой отзыв — сплошной спойлер.

    Читала и содрогалась от реалистичности сюжета. Сколько таких Ев расплодило наше время: феминизм, ложные свободы, утрата семейных ценностей и связей, элементарный эгоизм, неумение и нежелание заниматься детьми. Сколько угодно причин.
    Отлично проработанный социально-психологический роман, очень логичный в своём развитии, и от этого осязаемый. Книга ставит вопросы и заставляет думать и искать ответы на них: почему в нашем обществе время от времени появляются хладнокровные убийцы, жестокосердные садисты; почему стали возможны массовые расстрелы в школах; каково быть матерью преступника — головореза.

    Сначала перед нами раздумывающая о началах или причинах катастрофы, издёрганная усталая одинокая женщина, вспоминающая в своих письмах жизнь, своё пребывание в браке, прилагавшая максимум сил к воспитанию психически нестабильного ребёнка. Её искренне жаль, принимаешь её бесконечные проблемы и проникаешься уважением к её рассудительности, несгибаемости и сочувствием выдержке. Однако повествование не стоит на месте и перерастает в нечто противоположное, приобретая истинные значения. Нам раскрывается главная героиня, которая всю молодость жила в мире без границ, порхала из страны в страну, кочуя с одного праздника жизни на другой, и другой жизни для себя не мыслила. Особых акцентов на этом она не делает, поскольку в письмах изложена её трактовка событий, но, как штрихи то там, то сям, проскальзывают. Она смогла построить свой бизнес своим умом и тяжёлым трудом, у неё есть небольшое туристическое агентство «Путешествия — это мы», она создана, чтобы составлять бюджетные маршруты и путеводители «На одном крыле» для молодых и несостоятельных искателей приключений. Жить для себя любимой, что может быть прекраснее. Даже муж понимает это и однажды упрекает: «Твои путеводители – бестселлеры. Для обследования всех тех ночлежек ты могла бы нанять студентов, но ты занимаешься этим сама. … Ты что-то... оставляешь только для себя».

    Замужество. Все, почти все, рано или поздно выходят замуж, но не каждому дано таким образом прочувствовать свои утраты и так жалеть себя и ушедшее в прошлое лёгкое свободное существование. Она абсолютно не готова ни к семейной жизни, ни к рождению и воспитанию детей, хотя постоянно говорит, что любит и желает этого. Сколько ни говори халва… , дальше всем известно.

    У неё любящий муж (она осознаёт, что тоже любила своего мужа Франклина), пусть он зациклен в своих представлениях о добротной семейной жизни, но он по её разумению не в состоянии оказать ей должных почестей: она совершила подвиг, вышла замуж, родила, в её представлении — лишила себя удовольствий, а ей всё делают назло, особенно отличается в каверзах новорожденный Кевин. Ах, какой зловредный испорченный младенец! Она вступает в противоборство с ним, каждым днём доказывая, что все его капризы — просто его злая воля. Да он просто демон, и всё делает осознанно и пакостно. Не в состоянии она оказалась полюбить, хотя в ожидании ребёнка искренне верила, что привыкнет и полюбит. Ей просто скучно рядом с дитём, она сама признаёт это.

    Я понимаю эту ситуацию просто: её постоянная раздражённость, с самого момента зачатия, нервировала младенца и вынуждала Кевина плакать, отказываться от груди, или того хуже, в шестилетнем возрасте (!) обкакаться в неподходящий момент, а потом и ещё раз. Вполне допускаю, что к этому возрасту у мальчика уже сформировалось стойкое желание делать всё назло в противовес просьбам и желаниям мамочки. Раздутое эго Евы не позволило бы принять такую версию, для неё есть единственное объяснение: она, жертвуя собой, родила и пытается его выкормить, а он молоком пренебрегает; она делает ему благо, приучая к горшку, а он в подгузник наделал специально. Поэтому кормить можно принудительно через визги и брыкания, а, опорожнившему кишечник ребёнку, в гневе допустимо так отшвырнуть, что сломать ему руку. Но даже и она понимает, что «у младенцев колоссальная интуиция, поскольку, кроме неё, у них ничего нет. Я была уверена, что, когда брала его на руки, он чувствовал мое красноречивое оцепенение». Вот, по этой причине с первых минут жизни Кевина их контакт оказался несостоятельным. Подобным образом всё и катилось до того самого чёрного «четверга». Много позже, наложив на себя епитимью в виде обязательных, раз в две недели, разговоров по душам с заключённым Кевином, она почти два года пересматривала события семейной жизни. Всё это вылилось в письма оправдания себя — письмами она хочет обелиться, снять с себя, пусть не всю, пусть часть вины за то, что вырастила чудовище. Поэтому не единожды напоминает мужу, как он оправдывал сына, объясняя все его поступки издержками роста, а случаи поговорить отцу и сыну по-мужски были, и постоянно Кевину всё прощалось.

    Надо заметить, что отец и сын не испытывали открытой антипатии, между ними сложились ровные отношения, однако, об отце он впоследствии скажет: «Я слышал: «Люблю тебя, приятель!» —и думал: «С кем ты разговариваешь, парень?» Какой смысл в отцовской «любви», если он понятия не имеет, кто ты такой? Что он тогда любит? Сыночка из «Счастливых дней». Не меня”. Отец был лишним слабым звеном. Мальчику патологически не хватало матери и он всеми способами боролся за её внимание, всё, что он делал было вызовом только Еве. Жаль, что она стала понимать это только после расстрела, и только в тюрьме разглядела в нём свои черты.

    Любовь к детям, к своему ребёнку созидательна, только любовь направит имеющиеся таланты к полноценному раскрытию, а нелюбовь заставляет одарённого человека прилагать любые средства, лишь бы его заметили и направляет на путь внутреннего разрушения. Не все становятся изуверами, большая часть просто психически ломается и замыкается в себе, но у Евы и Франклина родился мальчик с крепким внутренним стержнем и наделённый высокими умственными способностями — борец. В письмах Евы ясно высказывается мысль, что у неё родился ребёнок с психическими отклонениями, что в нём живёт нечто, склоняющее малютку к злу, а мне видится, что только безразличие и невнимание матери сформировали этого жестокого убийцу. Психологически Кевин очень похож на свою маму, он жаждет её внимания, так же, как и она страдает о времени, когда она была звездой разных иноземных сабантуев. Вот и установлена обратную связь, получен бесчувственный хладнокровный выродок в чистом виде.
    Вот, снова заявляет о себе тема — все болезни из детства, тем более такие.

    После книги посмотрела фильм по книге, который называется "Что-то не так с Кевином". Название точно отражает непонимание Евы, она так и не поняла, что дело не в сыне, а в ней самой. Что не так с Евой? Что за монстр живёт в её душе, не позволяющей любить никого, кроме самой себя. Фильм проигрывает книге, он много потерял из-за схематичного переложения сюжета, из-за нарезки и рваного монтажа, а тревожное ожидание создаётся через повторяющиеся кадры с испанской Томатины. Нет в нём того нерва и психологизма, составляющих суть романа.

    Содержит спойлеры
    38
    1,2K