Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся
Виктор Гюго
Аноним21 января 2020 г.Грустно, печально и все прочее. Вытерла слезу, немного отошла от впечатлений. Готова их записать. Язык чудесный и удивительный, конечно. Я даже цитаты стала выписывать. Но от длинных пространных описаний с множеством деталей я к концу книги подустала. Под неравномерный ритм произведений Гюго бывает сложно подстроиться. Вот сюжет несется вперед, как взбесившийся конь. События стремительно следуют одно за другим. А вот - лирическое отступление длиной в главу о происхождении и особенностях пэрства в Англии, скажем. Причем, зачастую, именно в напряженный момент, когда читатель взволнованно ждет, как события будут развлекаться дальше.
Гюго - это гремучая смесь язвительного сарказма и романтичного светлого идеализма. Образ Урсуса показался мне несколько автобиографичным. Не полностью, но во многих существенных чертах. В Урсуса автор вложил свой сарказм, то в Гуинплена - свой революционный романтизм. Ну и хватит о них. Вернусь к своей любимой теме - женским образам в романах Гюго.
Сначала, дочитав, я вцепилась было в свою любимую мысль, что образы эти картонные, непрорисованные. Но потом призадумалась. Я обращаю внимание в первую очередь на главных героев. А вот здесь, кроме Деи, которая тут тоже очень одномерна ( ангел - и все, живого человека я в ней не вижу), есть еще и довольно любопытная пресыщенная и скучающая Джозиана. Внутренний мир ее тоже не показан, конечно. Но тут я поняла, что на самом деле внутренний мир, всякие сомнения, переживания и терзания показаны, в основном, лишь у главных героев. У прочих - нет. Например, лорд Дэвид(Том-Джим-Джек) - интересный персонаж, но его глазами тоже не показано происходящее. Хотя было бы интересно. Есть исключения. Такие, как Баркильфедро. Наверное, в других книгах Гюго тоже есть исключения. Просто не вспомню сейчас. Так что дело не только в том, что Гюго не понимает женщин и использует их лишь как статистов, чтобы создать сцену для демонстрации ярких переживаний главных героев. Дело лишь в том, что женщины у него не входят в узкий круг лиц, которые попадают в круг прожектора и удостаиваются пристального анализа малейших движений души. Так что, вполне возможно, что он их и не стремится понимать. Он мужчина и пишет о том, что знает. А женщин оставим Джейн Остин, Шарлотте Бронте и иже с ними.
Видимо, мне просто обидно, что Гюго обошел внутренний мир женщин своим вниманием. С его стилем это могло бы непередаваемо у него получиться. Но тогда это был бы не Гюго.1835