Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Последнее желание

Анджей Сапковский

  • Аватар пользователя
    Аноним18 января 2020 г.

    Наступил новый год. В прошлом 2019 свет увидел новый сериал от Netflix "Ведьмак", в котором съемочная группа попыталась отразить события дебютного тома саги о ведьмаке. Не удивительно, что первая рецензия в этом году - о нём.

    Кстати, пан Сапковский в свое время не задумывал никакой саги, просто история "пошла". Он написал сборник приключений, связанных между собой личностью Геральта из Ривии, его окружением. Только потом эта история развернулась в культурный пласт фентезийного мира. Сапковский осуществил этой книгой серьезный вклад, повторив подвиг Толкина, но уже в новой аранжировке западно-славянской мифологии. Во-вторых, он прославил литературу Польши так же, как в свое время это сделал Сенкевич.

    Как и многие другие поклонники вселенной ведьмака, я стал знакомиться с этой историей, предварительно поиграв в "Ведьмака III. Дикая охота".

    Мой восторг не знал границ, и, находясь под впечатлением, одну за другой я проглотил все книги саги. Восторг от игры сменился куда большим восторгом от книг. Но это случилось уже потом. А пока я ехал в маршрутке Саратова на работу и дорогой читал:


    "Она пришла под утро. Вошла осторожно, тихо, бесшумно ступая, плывя по комнате, словно призрак, привидение, а единственным звуком, выдававшим ее движение, был шорох накидки, прикасавшейся к голому телу. Однако именно этот исчезающе тихий, едва уловимый шелест разбудил ведьмака, а может, только вырвал из полусна, в котором он мерно колыхался, словно погруженный в бездонную топь, висящий между дном и поверхностью спокойного моря, среди легонько извивающихся нитей водорослей."

    Книга - сборник - включает в себя рассказы: "Ведьмак", "Крупица истины", "Меньшее зло", "Вопрос цены", "Край света" и "Последнее желание", перемежеванные одним большим рассказом "Глас рассудка", который связывает разрозненные истории в последовательные события. По большому счету, это даже не начало саги, это "прото-сага", если позволите. Здесь плавно, не торопясь, Сапковский только погружает читателя в новый фентезийный мир.

    Мир ведьмака - это мир знакомых архетипов, известных сюжетов ("Белоснежка", "Красавица и чудовище"). Это мир, по большей части, западно-славянской мифологии. Вспомним, что в первом рассказе ведьмак снимает проклятье с превращенной в стрыгу дочери короля Тимерии Фольтеста.

    В то же время, культурные корни не мешают привлекать Сапковскому персонажей других мифологий - джинов, эльфов, краснолюдов (гномов), сирен. Он создает целый мифологический интернационал, в котором живут его главные герои - ведьмак Геральт из Ривии, трубадур Лютик и чародейка Йениффер из Венгерберга. Автор строит свой мир, используя культурно-исторические особенности наций-прототипов - Германии, Франции, Исландии. В таком культурном и мифологическом винегрете, сплошь состоящим из отсылок, и родится уникальная история, полный драмы, необычных поворотов и колоритных характеров. Но это будет потом, а пока, в необыкновенной, сказочной атмосфере предыстории, тихо начинается повествование.

    11
    294