Рецензия на книгу
The Tokyo Zodiac Murders
Содзи Симада
Ferzik16 января 2020 г.Содзи Симада - "Токийский Зодиак".
Главный герой - японский Шерлок Холмс, как его назвали на обложке книги, - окрестил приведенные в прологе записки убитого персонажа "телефонным справочником". Достаточно меткое сравнение; лично я бы перевел его практически на весь роман - настолько "безжизненно" он написан. Целую треть "японский Ватсон" объясняет сыщику - а на самом деле читателям - что за преступление произошло 40 лет назад. Раскрыть его не смогла вся Япония, хотя какие только гипотезы не проверили, ну а "Холмс-сан" по имени Киёси Митараи, как мы понимаем, сможет. И вообще, после самой книги я почитал отзывы на нее: не один человек писал, что угадал, как всё было. Возможно, не во всех аспектах, но в главных. Почему "не смогла справиться целая страна" - неясно. Художественное преувеличение, наверное.
Впрочем, в действительности слово "художественное" к "Зодиаку" малоприменимо. Сначала идет нудноватый пролог, который даже сыщик вынес с трудом (см. выше). Затем больше ста страниц его друг и помощник описывает загадку. В ходе их разговора, кстати, выдвигается теория, которую с блеском реализовал один английский классик Золотого века, и у него она смотрелась органично. Не будем обвинять Симаду в плагиате, поскольку на деле это рассуждение особой роли не сыграло. Далее Митараи с верным "Ватсоном" (его зовут Кадзуми Исиока) уезжают в другой город, где Исиока пытается проработать свою версию событий, но его телодвижения тоже сухи и скучны.
И вот, наконец, развязка. Она по-настоящему хороша, хотя там важна не столько личность преступника, сколько то, как он всё смог обстряпать. Кстати, убийств было три: сначала "невозможное" умерщвление автора записок из пролога, затем - вполне "возможное" его падчерицы, и на закуску прикончили аж шесть девушек из его семейства. Скажем так, разгадка последнего дела - самого резонансного - действительно качественная. В остальном - местами погоня за наворотами (в "невозможном преступлении" не было особой нужды), местами слишком большая доля неправдоподобия (момент, связанный с изнасилованием; в подробностях не буду). Понятно, что все события связаны между собой и "работают" на эффектный финал, но он-то - за пятьдесят страниц до конца книги, а до них надо продраться еще через триста. Ну и в эпилоге нас ждет еще одно письмо-послание, на этот раз от убийцы.
В общем, у меня чувства смешанные. С одной стороны, "Зодиак" много кто превозносил, иные ставили в топы произведений с "невозможными преступлениями". С другой стороны, слог Симады настолько сухой, что не хочется даже вникать и мыслить своими мозгами. А это противоречит задумке автора: он даже два раза в лучших традициях жанра бросает вызов читателю: мол, перед тобой, дружище, все ключи и улики, сумеешь понять, что да как? Лично я и пытаться не стал, и совесть моя всё равно чиста. С третьей стороны, ход с убийством шести девушек действительно эффектен, и хотя что-то подобное встречалось у классиков, хотя, безусловно, не в таком масштабе, разгадка действительно отчасти компенсировала сухость изложения.
ПС. Как я уже писал, после романа я немного ознакомился с отзывами. Очень много людей нагуглили, что такое "хонкаку", но почему-то сочли прямой вызов автора фишкой именно этого японского течения. На самом деле подобные фортели встречались у многих: от детских детективов из серии "Альфред Хичкок и Три Сыщика" до Эллери Квина - вот кто любитель посоревноваться с читателем-то был.
13624