Рецензия на книгу
Joseph and His Brothers
Thomas Mann
Аноним14 января 2020 г.О святости разумной жизни
Обожаю спойлеры! И терпеть не могу, когда автор тащит меня за кишку сострадания по тексту, не позволяя узнать, спасутся ли герои, да и просто - какие "приключения тела" (по выражению А.иБ.Стругацких) уготованы им на следующей странице! Гораздо приятнее, когда знаешь наперёд. Главный интерес тогда не в том, выберется ли герой из колодца, родит ли любимая жена после долгих лет бесплодия, оправдается ли несправедливо осуждённый.
Таким образом, чудо этого романа - не в толковании Священного Писания, не в его поэтической интерпретации, даже если Манн сам весело утверждает, мол, ему хотелось поподробнее рассказать знакомую сказку. Гораздо привлекательнее мысль, что автор воспользовался популярным сюжетом, чтобы поговорить о сложной кухне чувств, эмоций, памяти, ассоциаций и прочих интереснейших штук, которые нас мотивируют, мучают, радуют и огорчают.
Украшают текст - не эпитеты, а исторические, лингвистические и теологические экскурсы, понятные не в полной мере, создающие атмосферу древнего чародейства. Можно обгуглиться и понять смысл каждого "кетонет", мидианитов, Мардука и Мампи. А можно пожить в Израиле два десятка лет, прослушать курсы арамейского, Талмуда, изучать географию Ближнего Востока ногами, тогда каждое название города, каждый колодец, река и холм со страниц Т.Манна станет частью живого знакомого ландшафта, где, возможно, жили прапрадеды, а теперь снимают квартиры приятели и любимые люди.
Вот, например:
Священным и сильным городом был Аскалун. Камни его защитных стен, полукругом, так что они охватывали гавань, спускавшихся к морю, были, казалось, взгромождены великанами... В песке под пальмами здесь сами собой росли небольшие душистые луковицы... Старик велел набрать луку в мешочки, а на мешочках египетскими буквами написал: «Отборный аскалунский лук».Это про Ашкелон, город, где я построила дом, а потом его потеряла, где родились обе мои дочери. Что бы я посоветовала покупать сегодня в Ашкелоне? Медицинские услуги. Там одна из лучших израильских больниц, особенно хирургическое отделение и роддом.
Кстати, никто меня пока об этом не спрашивал, тем не менее, я бесконечно суюсь к людям с притчами, байками и даже советами. Т.Манн рассказал мне о том, что случается с людьми, которые делают так. С полагающими, что стоят в центре собственного Мироздания. Впрочем, не все ли мы поступаем так? Порой в самой безобидной форме: не хвалим детей в глаза, избегаем слова "последний" и т.д. Неужто и в самом деле уверены, что внимательная Вселенная каждое мгновение прислушивается к каждому нашему слову, а каждый поступок оценивает и взвешивает?..
Т.Манн необычно сильно описывает нравственные бездны и мелкие гнусные овражки, куда то и дело срываются люди:
"...они узнали, что это такое – подозрение и недоверие; человек перестает верить себе в другом человеке, а другому в себе и поэтому, не находя покоя, язвит, говорит колкости, пилит и мучит себя самого, хотя кажется, что он мучит другого, – вот что такое подозрение и неизлечимое недоверие".Так же глубоко и трогательно Манн пишет о семье, об обмане, о заблуждениях и страхах. И даже о том, почему "человек как таковой уже был для Создателя источником постоянной неловкости". Кстати, думаю, в этом вопросе авторские ангелы были пристрастны...по-людски.
Очень интересно написано о библейской хронологии, но не думаю, что многие разделят со мной этот интерес, разве что те, кто в какой-то мере живут в году 5777 от Сотворения Мира. Сам автор с лёгкой самоиронией пишет об этом: "Можно ли было назвать это наукой? Нет, это не очень походило на правду и служило лишь украшеньем ума, но способно было подготовить душу к восприятию более строгих, священно точных знаний".
В книге множество забавных моментов. Например, о том, как Адам понял Бога методом исключения. Ещё: с изумлением узнала, что поднятые брови в древнем Египте считались непристойным жестом. Кроме того, попадаются выражения, кажущиеся бессмыслицей... которой хочется так или иначе придумать если не поэтическое, то мистическое объяснение. Например, Иосиф говорит, что "деревья старше самой земли". Попробуйте теперь избавиться от этого!
А идея, что человек - это зеркало Бога, находится вообще за пределами моей способности комментировать. Могу только ухмыляться и головой качать. По-моему, в качестве ответа на вопрос о смысле жизни это даже веселее, чем знаменитое "42" Д.Адамса. А впрочем, дело вкуса.
Наконец, пожелания спокойной ночи от Иосифа постарась выучить наизусть и буду представлять их себе в бесонные утра после особенно стрессовых ночных дежурств.312,5K