Рецензия на книгу
Generation `П`
Виктор Пелевин
Аноним13 января 2020 г.10 часов в автобусе
Изначально я начала читать, потому что мне интересно было знать хоть что-то про криминальные 90ые. Эту цель пришлось оставить приблизительно к тому моменту, когда речь пошла о приукрашенной и достаточно неплохо выдуманной египетской мифологии.
Сначала книга напомнила мне "99 Франков" Бегбедера, но на русский лад, а значит более скромно, без размаха, с обозримыми целями. Это когда работник рекламы на полученные деньги ремонтирует квартиру и, если повезет, нюхает низкокачественный кокаин, запивая его водкой. Татарский покорно поднимается по карьерной лестнице, между делом расставаясь со всевозможными принципами и гуманностью, а также погрязая по уши в поисках смысла жизни и подходящего ему лично вау-фактора.
Философские сюжеты с глюками я бы описала как "что писал бы Ерофеев, если бы вместо алкоголя употреблял наркотики", хотя первое приключение с мухоморами меня развеселило. В целом стиль письма мне нравится, описаняи и сравнения у Пелевина запоминающиеся, например предложение "У Татарского возникло ощущение, что он прыгает вверх и ловит руками вежливо молчащую пустоту" вызывает у меня исключительно высокие и светлые чувства.
Я бросала читать два раза, оба раза в начале, на мой взгляд, самой важной главы "Homo Zapiens" потому что мне становилось скучно. Когда же я таки заставила себя читать дальше и дошла до описаний "орануса" и вау-факторов, мне хотелось апплодировать стоя. Создание рекламы о роскошной жизни богачей людьми, не имеющими ни малейшего понятия о такой жизни, и постановка вопроса о том, на какую рекламу ориентируются тогда богатые люди действительно, заставило меня задуматься. Такой же восторг во мне разожгло и описание повсеместной замены политиков трёмерными моделями.
Книга получила бы от меня высший балл, если бы не отсутствие разнообразия в героях. Мужчины казались не личностями, а скорее стереотипным описанием разных групп людей с определенными качествами: чечены, братки, простой люд, начальники... Исключением был разве что сам Татарский, а также Гиреев, всегда готовый прийти на помощь с советами о дзене и сушёными мухоморами. Женщины - это актрисы массовки или даже часть бутафории, их можно описать ёмко и целостно их ролью в обществе: продавщица, жена, мать, вдова, старуха, уборщица, проститутка (я долго ждала её появления и была вознаграждена за терпение) и т.д. Я возлагала определённые надежды на секретаршу Аллу с её "холодной птичьей красотой (что бы это описание ни значило), ведь в конце концов у Аллы, как и у богини Иштар, даже было имя, но даже она меня разочаровала. Для меня наличие главной героини женского пола, пусть этот человек не имеет ни финанциальной, ни физической власти в описываемом мире, всё же было бы интересно для сюжета и более глубокого понимания мною социальной ситуации.
В результате, опыт чтения этой книги для меня - это как ехать 10 часов в автобусе рядом с вроде интересным, но откровенно странноватым собеседником, расставаясь с которым чувствуешь не интригу и не разочарование от того, что так быстро пролетело время, а скорее определенное облегчение.
Содержит спойлеры71,2K