Рецензия на книгу
Дым и зеркала
Дарья Кузнецова
Аноним13 января 2020 г."— Ты тоже считаешь, что всё кончится очень плохо? — безнадёжно уточнила я."
Давно не писала рецензии, но эта книга привела меня в ярость. Потому что тут отличная задумка, испорченная настолько убогим языком и подачей, что читать и не орать не было совершенно никакой возможности.
Это действительно магический детектив, и его убивают:
1) скучнейший ромфант: бесконечные "тёплые и надёжные карие глаза", главная героиня, которую нон-стоп обнимают, носят на руках и спасают, именуя "маленькая девочка" и вворачивая комплименты не к месту среди любого разговора
2) главная героиня, рыжая-зеленоглазая, любительница кофе и книг, обязательно нерасчёсанная в качестве символа внутренней свободы, обязательно как попало одетая
3) неумение раскрыть идею иначе как ртом от первого лица: абсолютно вся новая информация была подана либо трёхстраничным "Я..." и погнали "Я то" и "Я сё", либо прочитана в книге, либо рассказана "экспертом" в качестве консультации. Схождение с ума (потенциально очень любопытно почитать) показано никак. Травмированный в голову мужик - никак (а вот Лейла неплохо, хоть с её прошлым тут чуть-чуть "Ночной дозор", всё равно хорошо смотрится, органично). ГлавДруг злоумышленника - никак (зачем он это делал? да просто извращенец).
4) слог автора: бесконечные "А когда", "А ещё когда", "И вот когда", описание одежды, любимый цвет, КАРЛ!, ненужные для сюжета эпизоды (пришли, поболтали и ушли), какие-то фото с туристами (зачем?), походы на вечеринки (как именно неслись в руках кувшины с выпивкой...), куча друзей, тоже ни зачем не нужных по сюжету (их внешность, биография, одежда, семейное положение, взаимоотношения...), абсолютно не запоминающееся пророчество (которое, по идее, всю дорогу должно было интриговать читателя), а хуже всего - просто вырвиглазная тавтология, из разряда "чтобы до самого тупого дошло":
"В молодости я был дерзок, я проиграл дуэль и позорно сбежал из города, поджав хвост, как трусливая собака, я не мог спокойно пережить поражение, я был молод и горяч, это было такое унижение, что..."
....и так на полстраницы, блин, чувак, остановись, мы уже всё поняли, горшочек, не вари! но там ещё полстраницы одно да по тому, и снова, и опять, а то вдруг вы уже забыли, что я был горяч и молод, а сразу после этого как собака!?.. Если бы этот текст редактировала я, от него бы остались рожки да ножки, а кое-где одно предложение со страницы, потому что невозможно что-либо читать, когда тебя постоянно держат за дурака и в рот кладут только разжёванное. Периодически складывалось впечатление подробного сценария для видеоигры-ходилки. Но в основном - не самого удачного фанфика.
5) стиль автора, который я вынесу отдельно. Все герои разговаривают одинаково, от юного дарования до битого жизнью следователя, и всё по пять раз повторяют на разные лады (вроде эха в колодце; видимо, этот приём должен придавать речи разговорность). Когда официальное лицо в ходе официального расследования предлагает свидетелю припомнить человека и описывает его как "ФИО, примерный возраст (!), невысокая, худощавая, рыжеволосая, кучерявая", это финиш. Следствие ведёт колобок, иначе как ещё объяснить разом и то, что он сам не в курсе фактической информации, и это адское деревенское просторечие среди магического альтернативно-восточного мира? "Кучерявость" происходящего добивает окончательно, стилистический диссонанс, как ледяной душ, мгновенно выдёргивает из текста, и таких ляпов несть числа.
Если кто-то к кому-то пришёл, полстраницы будет "Рассказывай! - Давай рассказывай! - Ну-ну, ололо, на тебе лица нет, рассказывай уже!"... автор, перестаньте, есть куча способов передать смятение персонажа кроме его прямого описания, а если читать интересно, взгляд будет летать по строчкам сам, направляющие пинки не понадобятся.
Рефлексирующие мужики, внутренняя речь которых изобилует "ХХ, а значит ХХ. ХХ, а следовательно ХХ. А потом он ХХ, и получается ХХ", я не шучу, ребята, так реально постоянно!.. Тысячи вводных слов, модальность в каждом втором предложении, безостановочное ИМХО, стены текста. Пучок неувязок и деталей, оконченных авторским "А почему тут-то ляп? Ну, видимо, злоумышленник об этом не подумал, а вот это не учёл. Прокололся, бывает" (дословно!). Это бедность языка, нечувствительность к слову, неумение создать живой образ, невозможность взять читателя в сотворчество, потому что творить тут уже не из чего.
Одна звезда за идеи. Половинка - за старание. Половинка - за юмор, иногда он действительно смешной.
И минус десять за всё остальное. Я действительно ужасно ненавижу, когда хорошие сюжеты портят. Это невозможно пережить спокойно, до того обидно.8164