Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бегущий по лезвию бритвы

Филип Дик

  • Аватар пользователя
    Аноним10 января 2020 г.

    Параллели, которые есть в книге или, по крайней мере, в моём видении:

    1) Аномалы / андроиды
    Аномалов, заражённых, слабоумных и ни на что не годных людей, почти приравнивают к андроидам: будучи никем в государстве, и те, и те могут быть только прислугой и выполнять элементарную работу. Да что уж там, блестящий ум андроидов хотя бы ценят по достоинству, в то время как аномалы - лишь грязь под ногами, подобие людей. Но аномалы-то живые, мыслящие и способные сопереживать люди; люди, которые даже в бездушном роботе могут разглядеть человечность, а удел андроидов - симулировать сопереживание и верить в то, что они на самом деле живые. Здесь всё просто: как бы ни старались ни те, ни другие, они так и останутся вещью, от которой можно избавиться по мере необходимости.
    Что интересно, в этом государстве с искажённой маралью бесценными считаются даже не живые люди, а животные - настоящие, не андроидные, не поддельные. Все, кто обладает мало-мальской суммой денег, стремится приобрести себе питомца - хоть паучка, хоть жабу или овцу. Вот оно, будущее (современное?) общество с подменными понятиями.

    2) "Нормальные" / аномалы
    А есть ли вообще разница? Одним повезло, другим - нет, и вот между ними уже образовалась непреодолимая социальная пропасть. Но они все ещё остаются людьми.

    3) Мерсеризм / вера, Мерсер / бог
    Вполне очевидная параллель. Чтобы быть ближе к божеству Мерсеру, люди прибегают к искусственным способам постичь дар эмпатии - новой веры, которая ценна в новое время, в новом апокалиптичном государстве, утратившем человечность. Эмпатия редка и не у всех в ходу, а те, кто ещё способен её проявить, боятся этого чувства, оно им непривычно (Рик и Люба Люфт, например). К концу книги и вовсе появляется подобие атеистов - те, кто утверждает, что Мерсер - всего лишь актёр, а никакой не бог. Но ведь этот актёр научил людей сострадать, понимать других - разве не это ценно? Не важнее ли то, что человек делает и какую пользу приносит, его социального положения?

    4
    789