Рецензия на книгу
Последнее желание
Анджей Сапковский
Аноним9 января 2020 г.Речь о Ведьмаке...
Как всегда, когда дело доходит до произведения в нескольких томах, мне сложно выбрать, под каким их томов оставлять обзор - под первым или последним.
С одной стороны, логично оставлять обзор по прочтению всей книги.
С другой - раз уж есть такая возможность, и книга разбита на несколько отдельных томов - хочется поделиться своим впечатлением с теми, кто только-только начал книгу читать. Как знать, не поможет ли им мой скромный обзор в их дальнейшем странствии по миру Ведьмака?
И поэтому, дорогой читатель, только что начавший знакомиться с этой историей, начну-ка я - разумеется, всячески избегая раскрытия сюжетных тайн - речь о Ведьмаке.Речь о Ведьмаке.
Вступление. О форме.
А "...роза пахнет розой.
Хоть розой назови ее, хоть нет..."
Уильям Шекспир. "Ромео и Джульетта"По сложившейся традиции книги Сапковского от "Последнего Желания" до "Владычицы Озера" именуются Сагой о Ведьмаке, что порождает множество споров на просторах сети. На мой взгляд, хоть "сагой" назовите, хоть "эпопеей" - смысл, идея книги от этого изменятся? Претерпят изменение герои книг? Но если нужно, говоря об этих книгах, непременно выбрать какое-то одно слово, то пусть уж это будет "речь", Речь о Ведьмаке. Наверное, потому, что слово "речь", хоть и не родственное слову "река", влечет за собой этот струящийся образ.
В свое время книги о Ведьмаке не в последнюю очередь пленили меня именно своим "текучим" построением. История начинается с "Последнего Желания" и "Меча Предназначения" - с двух сборников рассказов и коротких повестей - не всегда хронологически последовательных, то связанных сюжетной линией, то и вовсе стоящих особняком друг от друга. Словно ручейки и речушки до того, как притоками вольются в одну полноводную реку. Берега этих речек-притоков навсегда останутся за спиной читателя, но волна иногда выбросит на берег ветку дерева, растущего лишь далеко вверх по течению, напомнив о краях, в которых читатель больше не побывает. Проплывет лодка с уже знакомыми нам персонажами... Дождь принесет с собой капли из озера-истока...
Начиная с "Крови Эльфов" - это уже сама река - от главы к главе, как от пристани к пристани, течет сюжет. Путь у реки непростой, извилистый, а впереди, в "Часе Презрения" - сокрушительный водопад, который разобьет реку на множество потоков, расшвыряв персонажей в разные стороны. Какой-то из потоков растекается поймой, теряется в болоте - сможет ли прорваться, очиститься, освободиться? Другой несется бешено - пороги, пороги, долина реки все сужается - что впереди? Завал? Запруда? Какому-то потоку предстоит пройти под землей - увидят ли воды реки снова ясное солнце? И так сквозь "Час Презрения", сквозь "Крещение Огнем" и "Башню Ласточки"
Но река течет все дальше - в каждом из своих потоков-детей - все дальше, дальше, к устью, и дальше - к морю. И там, в море - а "тема моря" в полной мере раскроется во "Владычице Озера" , хотя соленый его ветер дует уже в "Башни Ласточки" - река продолжает свои путь. Так в устье реки возвращается из морских просторов корабль, которому повезло в штормах. Так деревянная кружка из приречного трактира станет домиком раку-отшельнику на морском дне... Прошлое отражается в будущем, будущее протягивает руку помощи прошлому...Ну что ж... поведу-ка я Речь о Ведьмаке.
1. Постмодернизму - привет!
"Сказка - ложь, да в ней намек..." а также пасхалка, аллюзия, оммаж, пародия, фанфик... и все-все-всеПасхальный зайчик, шерстя текст "Ведьмака" и ныряя между строк, может запросто сдать пятилетку по Пасхальным яйцам за три года. Будут в его корзинке и миди- и микро-пасхалки (которыми так любят баловаться те же Олди), не пренебрегает пан Анджей и макро-формами, пересказывая старые сказки на новый лад - в буквальном смысле этой фразы. А точнее даже - заставляя сказки повернуться к лесу передом, а к нам задом. )) Снимая со сказок яркую обложку знакомых много лет детских сборников. Со страниц "Ведьмака" сходят совершенно непривычные, но вполне узнаваемые "Белоснежка и Семь Гномов", "Красавица и Чудовище", "Дикие Лебеди" и даже "Маленькая русалочка". И хотя антураж вроде бы привычен - сказка, она же фэнтези, а значит, средневековые декорации: мечи, плащи, платья в пол, короли на тронах - но расстановка персонажей, их взаимодействие - рассказаны настолько по-новому, что я буду не я, если, прочитав "Меньшее Зло", "Крупицу Истины" или "Немного Жертвенности" вы не отложите книгу, и не призадумаетесь хоть на минутку-другую.
Для затравки - маленькая цитата с одной из микро-пасхалок (кто поручится, что он самый глазастый и нашел у Сапковского их все? )):
"[Лютик]... Говорю тебе, Хофмайер, магики ловят молнии. Собственными глазами видел. Старый Горазд, тот, которого позже на Содденском Холме убили, однажды схватил молнию на моих глазах. Взял длиннющий кусок проволоки, один конец прикрепил к вершине своей башни, а другой…
– А другой надо было в бутылку сунуть, – пискнул вдруг бегающий по двору сын Хофмайера, маленький низушек с густой и курчавой, словно руно, шевелюрой. – В стеклянную бутыль, в какой папка вино гонит. Молния по проволоке в бутыль и шмыгнет…
– А ну домой, Франклин! – рявкнул фермер. – В постель, спать, быстро! Скоро полночь, а завтра с утра за работу!"Я уже не говорю о том, что книги во многом базируются на легендах и мифологии разных стран Европы - в частности, на Артуриане (чье влияние особенно чувствуется) и других кельтских мифах, на скандинавских сказаниях.
Редко какое имя персонажа не несет в себе дополнительной смысловой нагрузки, связанной с тем или иным легендариумом или с той или иной исторической отсылкой. Да, автор, подобно Толкиену, может утверждать, что не желал проводить никаких параллелей с реальными историческими событиями, но хорошая книга всегда хоть в одной из своих граней отражает наш мир, пан Анджей - человек, несомненно, исторически подкованный, так что в мире Ведьмака нашли свое место отзвуки Европейской истории, политики и географии.2. Мир "Ведьмака"
"Мальчик! Запомни песню мою, и помни ее хорошо.
Люди пришли на Запад, и Запад от них не ушел."
Башня RowanНаверное, сложнее всего будет без спойлеров говорить о мире "Ведьмака". Скажу лишь то немногое, что не лишит читателя удовольствия от знакомства с этим миром. Который, на первый взгляд, вполне себе обычный фэнтезёвый условно-средневековый мир. С магией, с разными расами, с чудовищами. Да, Сапковский по-своему объясняет появление в этом мире магии, чудищ, различных рас, но результат - привычный мир фэнтези, где и эльфы вам есть, и краснолюды с гномами, и даже драконы встречаются. И на второй-то взгляд все вроде бы знакомо. Только вот мир "Ведьмака", как ни крути, более современный, чем многие другие миры с тем же набором атрибутов. И проблемы в нем читателем воспринимаются как свои родные, сегодняшние, наболевшие, и персонажи этого мира находят намного более полнозвучный отклик в наших сердцах, чем герои многих других книг в жанре фэнтези.
Не говоря уже о том, что политики, психология и социальных вопросов на страницах "Ведьмака" вы увидите не в пример больше, чем во многих других произведениях жанра фэнтези. И тут они будут играть не просто роль молчаливого фона - для придачи пущего реализма - но станут серьезной частью произведения и во многом движущей силой событий.А еще пан на страницах "Ведьмака" вступает в диспут с некоторыми из своих предшественников - авторов фэнтези - то проверяя на прочность их идеи и миры, то выдвигая предположения о развитии их миров с течением времени. В частности - мир "Ведьмака" можно по временной шкале "Властелина Колец" условно отнести к Четвертой Эпохе, о которой говорит Арагорну Гэндальф в конце "Возвращения Государя":
"Все земли, какие ты видишь, и те, что лежат за ними, заселят люди, ибо настал черед их владычеству, а Первенцы Времен рассеются, сгинут или уплывут."Что будет с эльфами, спрашивает пан, если лишить их Валинора? Как уживутся гномы и люди? А вы уверены, что магия - это благо? А вы точно знаете, что она - зло? Нужен ли фэнтези миру Черный Властелин, или люди и сами чудесно без него справятся? Полемика с Профессором и Ко добавляет миру "Ведьмака" глубинные пласты, анализировать которые ничуть не менее интересно, чем искать и находить пасхалки, следить за перипетиями сюжета и за судьбами героев.
Тут я, пожалуй, приведу отрывок из неплохой мини-рецензии пользователя ChiefPurrfect, о том, что "Ведьмак" Сапковского, собственно говоря, хоть и является фэнтези, тем не менее, прежде всего "критика жанра, а уж потом эпический роман о приключениях. Она [книга] берет по максимуму все клише и тропы, которые можно найти в подобных [фэнтези] книгах, и сперва выставляет их в нелепом свете - показывая, почему они никогда не сработали бы в реальности - а потом ниспровергает, деконструирует их так, чтобы они в итоге сработали. Контраст между ожиданием и реальностью - вот основная [ну, на мой-то взгляд, только одна из основных ))] идей Ведьмака"
3. Персонажи.
"- Он был человеком?- Он был воплощением человечности..."
"Владычица Озера"И снова ChiefPurrfect:
"Дело в том, что этот же контраст между ожиданием и реальностью применим и к персонажам. Персонажи "Ведьмака" изначально крайнее стереотипизированы и архетипизированы... чуть ли не карикатурны. На первый взгляд Геральт такой весь из себя мужественный-премужественный главный герой, Йеннифэр - стервозная ведьма, Цири - избалованная принцесска [да еще и чудо-дитя в придачу! Жуть!], Лютик - это типичный непутевый "хвост" главного героя, который не может удержать своего дружка в штанах, и вообще введен чисто ради комической разрядки.
Но таковы ли они на самом деле?"А на самом деле, так же как и в случае с сюжетом, внешняя стереотипизация героев книги - это лишь еще один способ полемики автора с другими произведениями жанра, и особенно с теми из них, которые превращают - по неумению или коммерции ради - классическое фэнтези в набор штампов. Автор, выворачивая наизнанку стереотипы, раскрывает персонажей, развивает их образы, показывает их глубокую человечность - во всех смыслах слова - и посмеивается, когда наивные читатели ведутся на его наживку и пытаются втиснуть героев "Ведьмака" в тесные рамки своего поспешного о них суждения. Да-да, есть такие наивные читатели, которые почему-то решили, что, например, тот факт, что Геральт виртуозно владеет мечом, почему-то означает, что он так же легко решит все проблемы, как запросто перерубит шею какому-нибудь василиску. И эти наивные читатели удивляются, почему Геральт иногда рефлексирует, сомневается...
А еще, книги о Ведьмаке, наверное, одни из немногих, где ты неравнодушен просто к огромному - по сравнению с другими книгами - количеству персонажей.
Потому что они - живые.
Фэнтезийные - да. Но если отбросить внешнюю шелуху - магию, эликсиры, эльфийские уши, краснолюдские бороды - очень выпуклые, яркие - абсолютно живые. Ты в них веришь. По Станиславскому. Все они - и герои, вызывающие теплые чувства, и мерзавцы, заставляющие тебя передергиваться от гадливости - все они словно проживают свою жизнь перед твоими глазами.И еще, как ни странно - странно, потому что Сапковскому порой вменяют в вину то, что его персонажи будто бы сплошь гнусные и противные личности - в Ведьмаке можно найти немало рукопожатных персонажей. И даже тех, которых ты не отказался бы видеть у себя в друзьях - а такой друг, как Регис, так это же вообще - благословение свыше! ))) Геральт и Йеннифэр, и да-да, Цири, ты тоже иди сюда, я тебя тоже очень люблю, ребенок! и Неннеке, и Лютик, и Ярпен с Золтаном, и Кагыр...
И здесь я, пожалуй, приведу цитату, потому что уже было сказано до меня, и сказано хорошо. Автор цитаты Андрей Ленский
"...ключевая линия произведения ... — это как раз вопрос о том, как остаться человеком в условиях нечеловеческих.
А условия тут куда более нечеловеческие, чем во многих романах, где в качестве давящей силы выступает дьявольское зло, чудище войны, гигантские организации — словом, силы принципиально нечеловеческие и бездушные. Тут все зло творится вполне конкретными людьми во имя вполне конкретных целей, большинство из которых предельно мелкие и совершенно... не демонические....
...Дополнительное обстоятельство: у героев нет "света в окошке", на котором они базировали бы свою надежду. Нет веры в бога, нет земли обетованной [те самые эльфы без Валинора, о которых я писала выше], нет хотя бы веры в прогресс, справедливость или даже суд истории. А вот надежда при всем этом есть, хотя опору она находит только в себе, в ближних, и чуточку в чувстве юмора...
... его герои ищут свой путь без каких-либо высоких слов, а автор опять-таки без высоких слов показывает, что каждый его герой, в том числе отнюдь не милый и симпатичный, есть не просто фигура на мировой шахматной доске, а душа. И в этом смысле равных ему тоже очень, очень немного.)
...Что немаловажно, души героев не остаются чистыми и белыми во всех мрачных перипетиях их жизненных путей. Они пачкаются и очищаются..."Герои совершают ошибки, сбиваются с пути, чего-то не понимают, совершают глупые поступки, но пытаются что-то исправить, развиваются, растут над собой... И да, соглашусь с автором цитаты, мало где в произведениях жанра фэнтези я встречала персонажей, настолько житейски верных.
4. Игра.
"Как звать овцу... Кис-кис? Цып-цып? Эй, овца! Пойдем. Будем охотиться на вилохвоста."
"Ведьмак III - Дикая Охота"Удачные произведения нередко получают продолжения, созданные уже другими авторами. Так и случилось с "Ведьмаком". Он получил свое продолжение... в серии компьютерных игр.
Вы, наверное, не раз услышите, что игра-не-канон-фу-гадость-эти-ваши-компьютерные-игры. Что ж, вольному воля - спасенному рай. В компьютерные игры можно и не играть, но если вы не против провести вечерок-другой за монитором, и вам по душе книги о "Ведьмаке", то игры от польской компании CDProject Red найдут путь к вашему сердцу.И в первую очередь потому, что они очень "сапковские". Да, это прилагательное такое. )))
Игры показывают нам мир "Ведьмака" несколько лет спустя после событий последнего тома. Мы встречаемся не только с бОльшей частью знакомых нам персонажей, но и с новыми героями, которые очень органично вписываются в во вселенную.
От игр не стоит ждать повторения книг и буквального следования канону - все же жанр ну очень другой, совсем другая механика подачи материала, иные цели. Да и сюжет другой - не пересказ уже существующей истории, а ее продолжение. Но в них замечательно передана атмосфера ведьмачьего мира. Начиная от визуальной стороны, заканчивая ситуациями, приключениями, постоянно встающим перед героем выбором. О да, выбирать между злом и меньшим злом вам - по ходу игры - придется столько раз, что вы проникнетесь глубоким сочувствием к Геральту, который занимался этим на протяжении всех книг, и продолжил - в играх. У игр очень приличный сюжет, интересные побочные квесты; немало суровой мрачности и драматичности книги, но в то же время много юмора - очень сапковского, и немало ярких красок. Человек, читавший книгу, найдет в играх множество отсылок к ним, а также - совершенно в духе "Ведьмака" - ворох отсылок к разным историям: книжным, игровым и кинематографическим.
И это я еще ничего не говорю о прекрасной музыке!
И о красотах графики третьей игры!
И о феерически прекрасных дополнениях к третьей игре...
И о Гвинте... ой, стоп, я замолкаю...Поэтому, джойстик вам в руки, быстрой вам видеокарты и побольше гигабайт вашей оперативке!
5. Фэндом.
"Субкультура, состоящая из поклонников (фанатов), характеризуется чувством сопереживания и товарищества с другими людьми, которые разделяют общий интерес. " Википедия.Да, нам очень хочется разделить свой восторг от прочитанного произведения с другими людьми. Никуда нам от этого не деться. И у "Ведьмака" есть отличный фэндом - особенно русскоязычный.
Впрочем, погружаясь в фэндом "Ведьмака" стоит, конечно, помнить и о подводных камнях - они есть в любом фэндоме. Подводный камень номер один состоит в группке особо суровых и несгибаемых фанатах игр - особенно третьей - которые почему-то решили, что книги - это так, слабоватое чтиво, что до игр книги были известны буквально горсточке завзятых любителей фэнтези, и только играм вселенная "Ведьмака" обязана мировым признанием. Нельзя сказать, что они абсолютно неправы в последнем пункте - до третьей игры, выпускавшейся уже для широкой западной аудитории, "Ведьмака" в том же Новом Свете знали лишь очень немногие. Однако любители книг не смогут не согласиться с тем, что достоинство книги в первую очередь измеряется достоинствами книги, а не количеством людей ее прочитавших.
Второй подводный камень более традиционен. Это люди, пришедшие в фэндома не после книги, а после фильма/сериала. Если вы любите жаркие дискуссии, то, в принципе, вот вам коса, вот вам камень, но я дам совет - старайтесь миновать эти подводные камни, и тогда - перед вами океан, полный разнообразных удовольствий.
Ведь поклонники "Ведьмака" невероятно талантливые, творческие люди.
Они создают рисунки в самых разных жанрах, посвященные книгам и играм. Работы Татьяны Анор, Насти Кулаковской, Сервии Д, Юрия Платова, Steamey, Павла Спицына и многих других порадуют ваш глаз. Не говоря уже о работах талантливый европейских художников, рисовавших арты для игры Гвинт, отправившейся в самостоятельное плаванье, после огромного успеха в игре "Ведьмак 3: Дикая Охота". Хотите посмеяться - на книги и игры рисуют самые разнообразные комиксы, возьмем ту же ICPE - Ayej на DeviantArt'е или ARTObstrel.
Не менее приятен глазу будет и косплей - по играм и книгам. Образ книжной Йен воплотили косплееры Лина Гроза, а также Алина Буслаева. Желаете игровых монстров - косплеер Елена Самко напугает так, что не заснете ночью. Хочется легкой художественной эротики - Лада Люмос покажет вам бесподобную Кейру Метц (да, ту самую, что свалилась на Геральта во время Танеддского... кхм... ну вы читайте, читайте... ))) и очаровательную Шани. Многие сами шьют костюмы, делают аксессуары... например, Лина Гроза работает по коже.А еще этот талантливый народ - поклонники ведьмачьей вселенной - делает совершено крутые поделки: начиная от кукол - шарнирных, вязаных, заканчивая выкованными доспехами, украшениями - медальонами, кольцами; досками для игры в Гвинт, инсталляциями и много еще чем...
Да, чуть не забыла. Эти одаренные чудики песни пишут. Вы слышали песню Тэм - "Посвящение Каэр-Морхену"? А ее полную невыразимой тоски "Неспетую Балладу Лютика"? Не слышали?!
Бран (в миру Валентина Сергеева, переводчица) исполняет трогательную песню, посвященную походу Аэлиренн - "Шаэраведд".
В сети обретается целый мюзикл по "Ведьмаку" - за авторством симфо-рок группы ESSE. Называется мюзикл "Дорога Без Возврата", но я его пока еще не слышала и рекомендовать не могу.Ну а если вы любите каверы - волшебная музыка третьей игры обретает новое звучание в обработке Дрианте, Алины Рыжехвост и многих других талантливых музыкантов и певцов.
А то, что ролевики устраивают сумасшедше-прекрасные полевые игры по миру "Ведьмака", вы, наверное, и без меня слышали. И, скажу я вам, аж завидки берут, когда я вижу эти роскошные костюмы, эти живописные локации, и эти счастливые лица людей, которые на несколько дней погружаются с головой в любимый мир и живут в нем...
Моя речь о Ведьмаке подходит к концу. Пока я вела эту речь, еще раз вспомнила о том, как я люблю книги Пана Анджея, его замечательный мир, дорогих моему сердцу героев, замечательные игры и даже немного себе позавидовала. Но еще больше я завидую тем, "у которых вершина еще впереди", тем, кому еще предстоит с этим миром знакомиться...
3205