Рецензия на книгу
Синдром Петрушки
Дина Рубина
Anthropos8 января 2020 г.Захватывающий танец жизни
Простите меня, сапиенсы! Я забыл что такое критический подход к художественному тексту, отбросил анализ, забыл про метафоры, эпитеты и другие языковые средства. Я поддался природному зову, я позволил этому тексту утащить меня в самую глубину эмоций. Я расчувствовался и увлекся сюжетом и тем зарядом чувствительности, который он в себе несет. А тут еще и эта музыка, ключевая мелодия всего романа – «Минорный свинг» Джанго Рейнхардта: тра-та-та-ту-ру-ру-ра. Невозможно сопротивляться этому простенькому мотиву. Драмы, страсти, трагедии и их преодоление, а над всем этим: тра-та-та-ту-ру-ру-ра!
Нет, книга умная. В ней такое количество поднятых тем, что хватило бы еще на пару романов. Великое множество уникальных, умело выписанных героев, находящихся на расстоянии во времени и в пространстве, но крепко связанных между собой нитями родства, случайности и даже, не побоюсь этого слова – судьбы. Но в центре, конечно, находится описание жизни и безумных отношений гения сцены и мастерской Кукольника Петра и Лизы, прекрасной девушки с родовым проклятием за плечами (или в генах). Дина Рубина с поразительным мастерством продолжает классический для литературы мотив двойничества. Так Петр несет в себе несколько личностей, иногда в нем берет верх Дон Кихот, иногда демиург, а иногда просыпается трикстер (шут, Петрушка). У Лизы так вообще прямой физический антипод имеется – кукла, точная копия ее самой. Вы можете представить, как выглядит ревность к собственной копии, кукле с которой муж срывает аплодисменты у публики? Это очень страшно, я когда читал, не мог избавиться от мурашек на спине. Если бы в романе ничего больше не было бы, и то это уже было бы прекрасно. Но там есть еще много чего: темы привязанности и собственничества, тема больших и малых людей с их проблемами, тема еврейского народа, мотивы одиночества, расстояния, встреч и прощаний, извращений, сумасшествия, дружбы, старости и так далее.
Роман не обошелся без мистики. Там есть некое проклятие, семейный талисман и связанное с ним реальное медицинское заболевание – синдром Ангельмана, он же синдром Петрушки. Но мистика в данном случае не портит сюжет. Да и вообще, если разобраться, очевидно, что судьбу свою определяют все же люди, а не могущественные куклы, и в этом важный гуманистический посыл произведения. Хотя в определенный момент становится понятно, чем же закончится книга, она держит в напряжении до последней страницы. Лично я так переживал за героиню, что готов был молиться Неведомому богу, ну или Джокеру, только бы у нее все было в итоге хорошо.
Книга закончилась. Куклы убраны до следующего представления. Но над рекой, над метелью, над миром продолжает звучать мелодия: тра-та-та-ту-ру-ру-ра… И пусть звучит, ведь пока есть желающие танцевать, можно верить, что в мире кроме кукол есть настоящие живые люди.
983,2K