Рецензия на книгу
Задверье
Нил Гейман
Аноним8 января 2020 г."Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной, идем дорогой трудной, дорогой не прямой...."
Да, книга слегка напоминает и историю о девочке Элли, которая с друзьями идет к волшебнику, чтобы тот исполнил их заветные желания, и историю Алисы в Стране Чудес, которая случайно попала в странный, сумасшедший мир и ищет, как оттуда выбраться, как, собственно, и обещал автор в предисловии...Отчасти даже мистер Круп и мистер Вандемар напомнили свиту булгаковского Воланда и своей нелепой одеждой, и своими странными привычками, и вечными издевками над своими жертвами.
Но хоть книга совсем не детская, все равно что-то такое слишком сказочное, слишком нереальное, слишком детское в ней ощущается очень явственно.
Во-первых, сам текст: он довольно прост, даже слишком прост - минимум прилагательных, причастий, деепричастий, сложносочиненных и сложносочиненных предложений. Так обычно пишут детские книжки, потому что детям сложно воспринимать длинные предложения и сложные обороты. И книгу, написанную именно так, я поневоле начинаю воспринимать как детскую. Хотя в общем-то кровавых подробностей там хватает, но...описанные именно так, они уже не воспринимаются всерьез.
Во-вторых, герои: они тоже слишком просты, их мысли, их чувства, их логика, их действия - всё в них слишком незатейливо и даже слегка наивно. Если персонажи - прирожденные убийцы, то они только этим и занимаются, про них нельзя больше сказать ничего другого, они просто всех запугивают и убивают, они мерзко себя ведут. Но почему они так делают? Какова вообще их предыстория, откуда они взялись? Кто они такие?
Ричард - тюфяк, причем, тюфяк не только наивный, но и невежественный: ну не знать, кто такие Дети Ночи, и не догадаться, что они могут хотеть от человека - это уж слишком странно для любого взрослого человека, неужели есть те, кто никогда не слышал про лорда Дракулу? Так он таким до конца и остается, не смотря на то, что он сам считает, что изменился. Но почему он такой? Откуда в жителе огромного мегаполиса такая неискушенность сознания? Да, он приехал откуда-то из провинции, но для того, чтобы провинциалу обосноваться в столице нужна ого-го какая хватка и практичность, а он все время выглядит полным дураком.
Если про ангела еще есть небольшой кусочек, из которого понятна его логика, если азарт Охотницы понятен и без ее предыстории, если мистер Бейли довольно проходной персонаж, и знать его прошлое в общем-то и не слишком нужно, то вот с мистером Крупом и мистером Вандемаром всё совсем непонятно. Не только их логика и прошлое, но и то, почему они, такие абсолютно неуловимые, непобедимые, но всегда жаждущие крови и убийств, до сих пор не поубивали почти весь Нижний Лондон, по крайней мере тех, у кого нет магии, типа крыситов, или мистера Бейли, или еще кучи персонажей. Ведь они это могут. Ведь они неуловимы и неуязвимы, ведь большинству жителей нижнего Лондона им нечего противопоставить. Ведь они постоянно выходят на охоту и они умеют появляться внезапно, словно бы из ниоткуда...Очень-очень странно и непонятно...
Сам мир, конечно, впечатляет. Он фантастически ужасен, грязен, противен, изысканно мерзок , и при этом как-то даже карикатурен. Вот ради этого изысканно мерзкого, пожалуй, только и стоит читать эту книгу. Вот мир тут самый главный персонаж.
Хотя и у него тоже нет логики. Хотя прототипы некоторых персонажей весьма явственны. Но тем не менее с ним все же стоит познакомиться. Из-за него я и ставлю книге положительную оценку. И, может быть, даже попробую посмотреть сериал: уж очень интересно, как на экране режиссер воплотил весь этот антураж, все эти странные, мерзкие, но такие яркие образы.1118