Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Ocean at the End of the Lane

Neil Gaiman

  • Аватар пользователя
    Аноним7 января 2020 г.

    Серость и мерзость

    Может, это я не поняла великого замысла автора. Порывалась бросить чтение на 50-й, потом на 100-й странице, но дочитала хотя бы ради того, чтобы отрицательный отзыв был максимально объективным.

    Первое, что бросилось в глаза - нарративное повествование. Читателю не показывают, а рассказывают историю, причем рассказывают плохим языком. Сам по себе нарратив можно объяснить тем, что герой в начале книги предается воспоминаниям о прошлом, но все же текст мог бы быть и не таким нудным. Может, это косяк перевода, не возьмусь судить.

    Далее - персонажи. Которых нет. Во всей полноте своего характера они, может быть, существуют только в голове Нила Геймана, но никак не в воображении читателя. Плоские картонки, зачастую лишенные мотивации. Даже сам главный герой - всего лишь шаблонный "мальчик, который любит книги".

    Персонажи бы не казались такими плоскими, если бы плоским не был сам мир. Нил Гейман создает пустую мифологию ради мифологии: у мира, нарисованного автором, нет атмосферы, нет загадки (хотя своими туманными намеками автор то и дело пытается ее создать), и вроде бы есть волшебство, но в этом волшебстве нет чуда. По крайней мере, главный герой этого чуда не видит. Во многом атмосферу портят бестолковые и не связанные друг с другом отсылки. Они вопят на разный лад, в итоге краски смешиваются, остается серость. Да и вообще, как атмосферу может создать бесформенна гора тряпья или зубастый ковер?

    И, наконец, самое главное - отсутствие в книге хоть какого-нибудь смысла. Видя высокие оценки на сайте, я решила этот смысл поискать в интернете (раз уж слишком глупа, чтобы додуматься самостоятельно). Кто-то пишет о "прекрасном детстве", кто-то видит в книге бичевание людской жадности и ненасытности, кто-то - гимн памяти (с последним категорически не согласна), но как по мне, все эти интерпретации натянуты, потому что в книге нет никакого урока, никакой ценной или свежей мысли. В ходе повествования герой не меняется, как не меняется и спустя много лет (уже в начале книги ГГ признается, что стесняется статусной одежды, ведь он, по факту, ребенок, влезший во взрослый костюм), а о событиях романа спустя годы вспоминает почти как о туманном сне, и над этим сном даже не пытается задуматься, ничего из него не выносит, события книги никак не влияют на его жизнь. При всем при этом Нил Гейман знает, что финал его книги - одна большая дыра и пытается даже оправдать это:


    Сдается мне, истории рассказывают только затем, чтобы показать, как персонажи меняются. Но когда все это случилось, мне было семь, и в конце истории я был тем же, что и в начале, так ведь? И все остальные тоже. Люди не меняются.

    Поняли, да? Заткнитесь там с вашим саморазвитием, с борьбой против вредных привычек, поиском новой работы, высшим образованием... "ЛЮДИ НЕ МЕНЯЮТСЯ!" сказал великий Нил Гейман.

    _________
    Все познается в сравнении. Читая только хорошие книги нельзя во всей полноте оценить их, важно с чем-то сравнивать. Пусть "Океан в конце дороги" и не доставил мне удовольствия, зато немного расширил кругозор.

    Содержит спойлеры
    11
    320