Рецензия на книгу
The Goldfinch
Donna Tartt
e_kateri_na6 января 2020 г."Щегла" я хотела прочитать еще в начале осени, но пугал и объем произведения у незнакомого автора и всеобщая шумиха вокруг романа и экранизации, потому томик был задвинут на полку и ждал своей очереди. Почему-то мне показалось, что начало года - как раз подходит для столь монументального и известного произведения. Когда как не сейчас читать книгу запоем с чашечкой чая в обнимку?! Заодно это будет как своеобразная примета на год: окажется книга хорошей, значит и весь читательский год будет таким же, нет - значит и в течении года придется познакомится с парой книг "не очень".
И вот открыла я книгу... и пропала! Не буду говорить. что такого запойного чтения у меня давно не было - читательский конец года у меня случился неплохой. Но "Щегол" оказался той самой книгой, которая заставила в очередной раз поверить, что среди современной литературы можно найти жемчужины. Честно говоря, не помню когда последний раз читала вот такой фундаментальный роман о взрослении и поиске себя.
Не скажу, что это была любовь с первой буквы. В процессе чтения я даже иногда задавалась вопросом: почему я продолжаю это читать? На одной чаше весов у меня был прекрасный перевод наполненного, осмысленного текста, а с другой пара подростков 12-14 лет, которые употребляли наркотики, блевали (это слово встречается не единожды в книге, да и как иначе назвать процесс), пили и прочее и прочее... сложно объяснить почему, но даже при таком огромном количестве негативных для меня моментов, оторваться было невозможно!Про сюжет не знает разве что ленивый. Но для себя я отметила некую закономерность развития сюжета и созерцания картины. Сначала текст в большинстве своем не понятен: Лишь какие-то цветовые пятна, словно смотришь картину издалека, не проникая в суть, а потом начинаешь приближаться, рассматривать, вникать в детали, и сюжет раскрывается, с самой неприглядной стороны обнажая человеческое существование. А если еще приблизиться, то изображение распадается на отдельные мазки. Так и последние страницы скорее напоминают мешанину сюжета, образов.
Я в принципе, к американской литературе отношусь с долей скепсиса, но в отношении "Щегла" у меня не было ощущения "Америки", и не знай я ничего про автора, решила бы, что написано англичанином. Уж слишком в книге много английских, даже Дикенсовских мотивов. Уже одно то, что развязка всей этой кроваво-наркотической вакханалии происходит в Рождество говорит о многом.
Ну и, конечно, невозможно не отметить переплетение и одинаковость судеб двух щеглов: малыша Тео и видавшего не одно столетие птички Карела Фабрициуса.
Наверное, я еще не раз подумаю над этой книгой, сделаю очередные выводы, которые мне покажутся "умнее" предыдущих. Однако, после первого прочтения, я для себя четко поняла, что книгу перечитаю еще ни раз. Возможно, в другом ритме, не взахлеб, а растягивая, оттягивая тот момент, когда перевалил за середину книги и время "до конца" начало лететь со скоростью света. А возможно, опять получится запоем, когда невозможно остановиться. Но мне точно захочется еще хотя бы раз погрузиться в мир этой замечательной книги.
А основное ощущение-впечатление от "Щегла" у меня весьма удивительное: ТАК уже не пишут.
181,5K