Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    Lara_Leonteva4 января 2020 г.

    Роман о Воланде; рассуждение с вопросами

    Вроде все в этой книге есть. Великолепный юмор (это без комментариев), местами - подлинная поэзия, местами - философия. Тот, кто читал описания Иерусалима в этой книге Булгакова, всегда будет видеть великий город его глазами.

    Но что-то все же не то и не так. Наверное, проблема в том, что до до заявленной библейской темы с ее глубиной книга не просто не дотягивает, но даже не пытается дотянуться.

    Уровень, на котором она себя лучше всего чувствует, - это гримасы московского коммунального быта. Тема, которая явно должна была быть второстепенной, и которая с блеском побеждает "вечные темы" своей могучей сочной витальностью.

    Как только в дело вступает библейская тема, начинаются мучительные провалы во всем, начиная с моральных акцентов, расставленных таким образом, что книга влюбляет своего читателя в обаятельного роскошного Воланда (дьявола) и его развеселую свиту, заставляя смотреть на Христа - опять же глазами Воланда. Нужно какое-то время, чтобы очарование книги развеялось, и читатель вспомнил, что все библейские сцены написаны, рассказаны, увидены именно Воландом. Может, именно поэтому в этих сценах Христос жалок и не может вызвать симпатии или сочувствия. Опровержения Евангелия от Сатаны от кого-то другого - от автора, например, - не поступает. Мы видим Христа лишь глазами его соперника.

    И соперник в книге торжествует. В книге он безоговорочно победил.

    Я не уверена, что именно это было художественным планом Булгакова, его изначальной идеей. Но, вероятно, материал, который он смог создать, оказался сильнее автора, и повел его туда, куда он идти, пожалуй, не хотел. Однако послушно пошел. О чем же этот роман? О соблазнении? О том, как дьявол победил мечту о Христе?

    Обычно вопросы без ответов являются достоинством книги. Здесь я вижу их как слабость романа. У меня возникает ощущение, что Булгаков сам не знал, кому он сочувствует, кого любит, о ком хотел рассказать и как. Или он сознательно описал человека, который искренне искал Бога, но в итоге припал к ногам Дьявола?И вывел в лице этого человека - самого себя. Alter ego Мастера.

    Наверное, не случайно настоящего Христа в романе все-таки нет. Есть Иешуа, "сын сирийского солдата". Наверное, просто чувство художественного вкуса подсказало Булгакову, что Христос у него не получается, получается только Воланд, а еще Бегемот, Коровьев и Азазелло. А вот Христос - нет. Его автор не чувствует, не понимает, не любит.

    Поэтому Христа в "романе о Христе" нет.

    На месте, где должен находиться главный герой, либо зияет пустота, либо творит свои веселые проделки свита Воланда, либо восседает сам великолепный Воланд, либо неловко жмутся друг к другу двое влюбленных.

    Ах, да, влюбленные. Те, чьими именами назван роман. Но ведь о них постоянно забываешь. Им, как и Христу, тоже ощутимо не хватает силы голоса. В романе восхитительно, потрясающе описано начало любви - "Любовь поразила нас, как финский нож", - такие фразы хочется помнить всю жизнь (вот я и помню, с 14 лет). Но позже любовная история теряется, меркнет, затаптывается. Маргарита постоянно оказывается сильнее и ярче своего мужчины (а это неправильно; древний канон любовной эстетики нарушен, нарушен не подчеркнуто, а между делом, словно по еще одной ошибке, - и ты чувствуешь, что мелодия фальшивит).

    При всем этом, при всех этих минусах роман обладает мощным обаянием и силой влюблять в себя. Он и его герои поселяются в душе и голове, пожалуй, на всю жизнь. И все же - давайте сверим часы. Пусть каждый, читающий этот текст, назовет про себя любимого персонажа романа. Я почти уверена, что никто не назовет ни Иешуа, ни Маргариту, ни Мастера. Любимыми будут Воланд и его роскошные подданные. И это похоже на великолепную раму для картины, которую украли.

    P.S. Тонкая деталь, которая, возможно, тоже многое проясняет. Мастер, который пишет роман о Христе, параллельно работе над этой главной книгой своей жизни совершает грех: уводит жену у другого человека, который, что важно, описан в книге исключительно как человек очень порядочный и хороший. Маргарита, верная спутница Мастера, пишущего роман о Христе, совершает грех: предает мужа, хорошего человека.
    Мы все грешны и способны на разные поступки. И все же от большинства людей Мастера и Маргариту отличает абсолютное отсутствие какой бы то ни было рефлексии по поводу совершенного ими греха. И эта принципиальная аморальность, даже внеморальность тоже звучит резким диссонансом с мечтой Мастера создать великую книгу - свое Евангелие. Ведь разве может создать такую книгу человек, не только не раскаявшийся, но даже не заметивший своего жестокого поступка?

    6
    497