Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Der Club der unverbesserlichen Optimisten

Jean-Michel Guenassia

  • Аватар пользователя
    Аноним4 января 2020 г.

    Оптимизм на экспорт

    В аннотации к книге обещается, что речь пойдет о маленьком клубе диссидентов советского режима, расположенном в задней комнате парижского бистро. В принципе, против истины не погрешили и автор добросовестно включает в повествование упоминания о разных людях, эмигрировавших из стран Восточной Европы в Париж и живущих там в томительном ожидании некой определенности в жизни - политической, социальной или личной. Упоминания эти довольно хаотично разбросаны по тексту и, когда им вздумается, разбивают основной, однообразно изложенный сюжет - взросление французского мальчика из благополучной буржуазной семьи в 60-е гг. XX века.

    Чувствуется, что герой во многом тождествен автору и что, например, алжирская тема автору понятна, близка и "впитана" им с детства. Брат, идущий добровольцем на войну, отказывается от спокойной благополучной жизни и девушки, похожей на Джин Сиберг; сословное неравенство между родителями, трещиной раскалывающее их многолетний брак; бездушная имитация учебы в парижском лицее; проблема выбора: оставаться мелким буржуа, продавая ванны, или бороться за высокие идеалы - но с чем/с кем и где? - во всем этом автор ориентируется, как в собственной квартире с выключенным светом. Это Франция, в которой он вырос.

    "Изгнанники" же (те самые "оптимисты" из названия) выглядят на сероватом, будничном фоне парижской жизни несколько книжно. Они мелькают, не давая рассмотреть себя в деталях, нестройный хор их голосов выдает загадочную смесь восточноевропейских языков. Они по-довлатовски, в пальто, встречают взрослого главного героя на улице, заводят в пивную и травят советские анекдоты, но при этом начисто лишены довлатовского юмора. В их историях всплывают то сюжеты Ремарка, то телевизионный мыльный сериал. Герои "с прошлым" играют в шахматы и настольный футбол, много курят и пьют, учат французского подростка жизни посредством рассказов о собственном опыте (иногда получается неуклюже, иногда - лучше), но ничего интеллектуального, к сожалению, в их среде не рождается. В этом и заключается главная проблема книги.

    У автора "изгнанники" названы "оптимистами", и это, конечно, должно обозначать трагическую иронию, не иначе. Ведь Левиафан, в тени которого они существовали, испустит дух на исходе века, так их и не заметив.

    6
    1K