Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Death's End

Cixin Liu

  • Аватар пользователя
    Аноним3 января 2020 г.

    Вечный Лю Цысинь - читать китайскую фантастику тяжело и неудобно

    Лю Цысинь — это самый популярный на Западе китайский автор научной фантастики. Хотела написать, что и единственный, но это, конечно, не так. Например, в этом году китайский автор Хао Дзиньфана с романом «Складной Пекин» получил премию «Хьюго», самую престижную в научной фантастике.

    Китайский писатели-фантасты малоизвестны, потому что их немного: научно-фантастическую литературу до 2007 года не одобряла коммунистическая партия Китая. Потом ребята провели исследование, почему Китай не изобретает крутых высокотехнологичных штук (как в Apple и Google), и выяснили, что проблема в том числе в отсутствии произведений этого жанра. Вот тут есть более подробная статья о том, как Китай придумал научную фантастику почти заново после 2007 года.

    Бешеную популярность Лю Цысиню принесла трилогия «В память о прошлом Земли», то есть книги «Задача трёх тел», «Тёмный лес» и «Вечная жизнь смерти». Она том, как земная цивилизация долгие века мечется в агонии под пристальным взглядом инопланетян, и сначала отчаянно стремиться в космос, а потом изо всех сил в панике перекрывает себе все выходы.

    Быстрые вопросы и главные ответы про трилогию:

    Советую ли я вам её читать? Нет. Не мучайтесь.

    Можно ли прочитать одну книгу, и всё понять про эту Вселенную?

    Нет, только все три, только хардкор. Можете вы прочитать первую часть «Властелина колец» и всё понять про мир Толкина? Вот и тут примерно также. Первая книга — 10% всего этого странного мира со злобными инопланетянами.

    Зачем вообще за неё тогда браться?

    Ради любопытства, потому что китайская фантастика странное явление, в котором не очень много переведённых на русский язык авторов.

    Когда я вспоминаю о месяцах, которые провела за чтением трилогии (а так просто её не одолеешь), я думаю о классической восточной прозе, неторопливой реке, ласково шелестящей бамбуковой роще и человеке, который сидит на берегу в ожидании трупа врага.

    В таком ритме написана первая книга. Более того, в первой книге есть книга в книге, вернее, компьютерная инди-игра, изучая которую вместе с персонажами, можно забыть про главную сюжетную линию. И эта инди-игра принципиальна для понимания той Вселенной, которую придумал Лю Цысинь. К сожалению.

    Во второй книге «труп врага» появляется на горизонте, так что действие чуть-чуть оживляется, но в целом быстрее не идёт. Много флэшбэков, много размышлений о красоте природы, тщетности человеческого бытия и бессмысленности борьбы против более могущественных инопланетян. Хотя Лю Цысинь довольно ловко использует изворотливость человечества, его способность к выживанию и «мировую закулису» для хоть какого-то развития сюжета.

    В третьей части Лю Цысинь решил наверстать весь упущенный в первых двух книгах экшн, так что события (и века) сменяют друг друга с такой скоростью, что кажется кто-то просто включил быструю перемотку.

    Что впечатляет в трилогии Лю Цысиня, так это масштаб. Кроме того, что действие книг шагает через столетия, землян запускают в наиглубочайший космос и играются с пространством. При этом через все три книги проходит буквально около десятка персонажей, фоном для которых служит развитие и закат цивилизации.

    В трилогии есть пара-тройка по-настоящему впечатляющих сцен, которые — как в любом тянущемся произведении — не были бы таким впечатляющими, если бы до этого вы не прочитали небольшой кирпич.

    Проблема Лю Цысиня в том, что весь его мир-через-века всё время кажется картонной декорацией для главных героев и диалогов.

    Итого: я дочитала трилогию Лю Цысиня на морально-волевом усилии. В начале второй книги есть сцена, в которой муравей долго (и упорно, понятно) ползёт по буквам, высеченным в камне. К третьей книге я чувствовала себя этим муравьем — буквально кожей ощущала каждую букву текста, они резали мне глаза, висели над головой облаком, роились, снились ночью.

    Беда всей трилогии для меня в том, что моя литературная Вселенная не стала богаче после Лю Цысиня. Может быть добавился ещё один способ издевательства инопланетян над живыми людьми. Но после Уоттса — ну честно — это так себе достижение.

    7
    332