Рецензия на книгу
Маятник Фуко
Умберто Эко
Аноним2 января 2020 г.Люблю Умберто Эко: его интересно читать и препарировать. Всё-таки не зря он посвятил свою жизнь исследованию текстов - в результате он очень хорошо представлял себе, как эти самые тексты устроены, и что с ними можно ещё сделать. Поэтому, кстати, интереснее всего читать умбертоэковские романы после прочтения его нехудожественных произведений: благодаря этой теоретической базе становятся виднее и внутренняя механика текста, и авторский замысел.
Умберто Эко играет с текстом. Он делает нелинейной фабулу, постоянно использует отсылки к будущим событиям, известным рассказчику и не известным пока ещё читателю. Он строит структуру романа в соответствии с деревом сефирот, сопрягая смысл глав со смыслом сефир. Он превращает детектив в пародию, потому что самая первая, не таинственная версия исчезновения полковника Арденти оказывается и самой правильной - тайны нет. Он вводит в текст старинные карты, иллюстрации из средневековых книг и хронологические таблицы - хорошо всё, что делает текст нестандартным.
Он вдумчиво и ненавязчиво создаёт своего идеального читателя больше половины книги неспешно рассказывая обо всём и ни о чём, вываливая на читателя кучу информации и о латиноамериканских синкретических культах, и о европейском оккультизме и ни слова не говоря о таинственном тамплиерском завещании, награждая во второй половине книги своего идеального читателя стремительным развитием Плана.
Про постоянные цитаты и аллюзии я уже даже и молчу: упоминать об этом банально до неприличия. Могу только посожалеть, что я не медиевист и средневековые трактаты знаю только по названиям - а сколько кайфа может получить человек, эти тексты читавший, находя цитаты из них в тексте «Маятника»!
Уже ради одной этой изящной интеллектуальной формалистской игры стоит читать роман.
С содержанием тоже всё неплохо. Жюль Верн писал свои книги, чтобы популяризовать достижения естественных наук, Умберто Эко написал «Маятник Фуко», чтобы рассказать историю европейского оккультизма. Не беда, если читатель-неспециалист начинает немного путаться в каше из розенкрейцеров и иллюминатов, они ведь и есть безумная каша. Поначалу мне хотелось, чтобы в мире романа План оказался правдой. Это ведь такая чудесная интеллектуальная игра. В нашем реальном мире оккультизм не работает, почему бы не представить разнообразия для, что в одном из миллионов литературных миров оккультистский бред оказался правдой. А потом, ближе к концу романа, когда пошли парижские главы, я поняла, что эта книга - не просто интеллектуальная игра заскучавшего энциклопедиста, а роман-предостережение. Этот роман о том, что не может и не должно быть никакого оккультитского великого Плана, что мир, построенный в соответствии с таким Планом был слишком ужасен. И мне было страшно читать эти парижские главы. Мы читали их с кошкой вдвоём в пустой квартире, обнявшись на диване, и нам было жутко.
А самое жуткое лично для меня – это вычитанная где-то история о том, как оккультисты прочитали «Маятник» и восхитились, как классно автор их понял, здорово изобразил, и вообще решили, что Умберто Эко из них же.
Самое же любимое для меня в романах Умберто Эко – это ненавязчиво встроенная в ткань произведения методика грамотного гуманитарного исследования. По сути «Маятник Фуко» - это вольная цитата из Жюль Верна. Но Жюль Верн – позитивист, текстовые источники он воспринимает исключительно как источники фактов, поэтому у него правильная конъектура у него оказывается результатом случая. Правильно заполняет пропуск в записке заполняет уже сам капитан Грант, после того, как главные герои на него случайно наткнулись. Умберто Эко же - учёный двадцатого века, позитивизмом уже отболевшего. Он даёт нам три расшифровки одного текста. Первая малограмотна и безумна, вторая более изящна и продуманна, но обе они методически неверны. Третью предлагает Лия, и вот она как раз методически адекватна, и только она и может быть правдой. Очень рекомендую прочитать эти эпизоды всем самоуверенным технарям, которые считают, что историки всё придумывают, и что там вообще про прошлое можно точно знать - вот вам в общих чертах методика для чайников, как эти знания добываются.
А ещё «Маятник Фуко» - это отчаянная попытка скептичного интеллигента найти смысл в бессмысленном мире. Для Эко его роман не игра, здесь всё всерьёз. Он итальянец, чьё детство пришлось на фашизм, а отрочество – на войну. Там, где в нашей отечественной истории, в истории каждой нашей семьи всё однозначно (ага, вы ещё в Белоруссии расскажите, что не важно, кто там был фашистом, а кто партизаном, главное – память павших и духовное рыцарство) в его личной истории, в истории ребёнка из благополучной обывательской семьи, переждавшей фашизм, ничего внятного и однозначного не было. Зрелость пришлась на пародию на революцию шестидесятых годов и его вырождение. Мучительные искания Якопо Бельбо – это искания самого Умберто Эко. Можно спорить, равен ли миг самой искренней игры на трубе правильному выбору стороны в борьбе антифашистов с фашистами, но что это лучше алхимического бреда, одержимцев нет сомнения.102,6K