Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Стон горы

Ясунари Кавабата

  • Аватар пользователя
    Аноним30 декабря 2019 г.

    Так, наконец-то вновь подъехала Нобелевка. Я уже много раз раньше писала, что, к сожалению, очень "западно-центрична" в выборе книг для чтения и редко выхожу из "зоны комфорта" (и да, знаю, что в этом ничего хорошего нет). Поэтому каждый автор вне моего скучно-стандартного читательского круга становится просто фейерверком ощущений. Что уж говорить, если вдруг это оказывается писатель из Азии, которой я и вовсе обычно совсем не интересуюсь.

    Ясанури Кавабата (1899—1972) - важная фигура в японской литературе, обладатель целого вороха самых разных премий, среди которых - Нобелевка в 1968 году "За писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания". Изначально я собиралась прочитать его ключевой роман "Снежная страна", но в итоге почему-то всё же открыла "Стон горы" - и не пожалела.

    Роман тягучий, очень, ммм, "традиционный", если можно так сказать. История пожилого мужчины и его непростых отношений с собственной семьёй в послевоенной Японии ненавязчиво сплетает личностную драму отдельно взятого человека с драмой целой нации, оказавшейся в неясном, "подвешенном" состоянии после поражения на войне. Главный герой медленно и верно теряет самого себя, опускаясь (практически намеренно) всё глубже в старость. Он не любит жену, которая всю жизнь прожила с ним рядом, не любит детей, которые не оправдывают его надежд и сами глубоко несчастны (сын, прошедший войну и ставший холодным циником, дочь, страдавшая в несчастливом браке и не получившая родительской любви в детстве). Единственный член семьи, вызывающий положительный чувства героя, это его невестка, жена его сына. Совсем девочка, она привязывается к новым родственником и всё ещё надеется стать счастливой, что резко противопоставляется другим персонажам, потерявшим надежду на лучшую жизнь.Впрочем, такой она останется недолго...

    Любопытно, что в большинстве описаний и аннотаций к этой книге упорно продвигается тема якобы инцеста между главным героем и невесткой. Отчасти, отголоски и лёгкие намёки на это в романе действительно есть, однако возводить это в главный конфликт истории, имхо, не корректно. Главный герой любит жену сына не "плотской" любовью (или, по крайней мере, это далеко не на первом месте). Скорее, она становится символом ушедшей молодости, потерянной радости и красоты жизни, призрачной заменой одновременно и собственных детей, и когда-то умершей возлюбленной из прошлого.

    Эта история с "открытым" концом, с множеством неразрешенных конфликтов, ни к чему толком в конце не приводящих. Но в этом и заключается её прелесть: ты, как читатель, один на один с героями, а писатель не собирается тебе ничего разжёвывать и класть в рот. Именно ты должен вынести приговор персонажам, решить их дальнейшую судьбу.

    Книга крутая. Это та самая Большая литература с большой буквы "б", 100% достойная премии. Совершенно точно буду читать этого писателя ещё.

    8
    527