Рецензия на книгу
Отверженные
Виктор Гюго
Аноним24 декабря 2019 г.Очень старая рецензия в сокращённом варианте
Блистательный роман-эпопея. Невероятно захватывающий по сюжету и цельный, несмотря на свой объем. Настоящий калейдоскоп образов, самых разных и таких настоящих, причем стеклышки меньшего размера ничуть не бледнее самых крупных, главных. Гюго рассказывает нам пронзительную, грустную и сильную историю – рассказывает красивейшим и притом очень простым языком, используя порой такие шикарные сравнения, что картина перед глазами становится объемной и оживает. Его размышления и лирические отступления нисколько не утяжеляют текст. Напротив, они помогают читателю лучше понять мотивации и чувства героя, глубже погрузиться в его переживания. Что касается больших отступлений (вроде рассказа о битве при Ватерлоо или описания монастыря Малый Пикпюс), то они, конечно же, замедляют действие и томят читателя, следящего за перипетиями сюжета и переживающего за героев, и потому в наши дни никакой автор не включил бы их в произведение, но с другой стороны – это так познавательно! И гораздо интереснее узнать о подробностях и злоключениях битвы при Ватерлоо из художественного, образного текста, чем из учебника по истории.
Вообще можно представить, каким нужно обладать мастерством рассказчика, чтобы при таком количестве отступлений удерживать в руках все нити сюжета и удерживать интерес читателя… По крайней мере, меня история держала в напряжении, несмотря ни на что. Роман-эпопея в тысячу двести с лишним страниц прочитался, можно сказать, на одном дыхании. Гюго часто помещает героев в ситуации, кажущиеся безвыходными, заставляет их проявлять мужество, силу характера, смекалку, а порой и удачливость. А читателей заставляет переживать и, затаив дыхание, прочитывать страницу за страницей.
Не теряя цельности, история все же формирует внутри себя более мелкие истории, что-то вроде «прикорма» для читателя, помогающего в то же время распределить внимание, точно так же, как порционное дыхание помогает подолгу читать вслух или петь. Вспомним хотя бы приключение с гробом и умершей монахиней. Оно покрыло собой длительное отступление про монастырь, благодаря этой истории оно обретает смысл. Замечательно то, как порой влияют на сюжет мелкие детали, на первый взгляд незначительные. Например, тюфяк какой-то старушки, вскользь упомянутый в одном из описаний, через сто страниц может спасти баррикаду повстанцев. А прощальная запись Мариуса в тетради через несколько глав спасает ему жизнь.Любой роман – это, конечно же, персонажи. Без героев, которым можно сопереживать, никакого романа не будет. Прочитав «Отверженных» я заключила для себя, что Виктор Гюго – мастер словесных портретов. Он очень подробно и тщательно описывает каждого хоть сколько-нибудь важного персонажа. Даже третьестепенные в тот или иной момент истории раскрываются, становятся яркими и настоящими. Взять, к примеру, старика Фошлевана, или Мабефа, или сестру Симплицию. Таких запоминающихся характеров в романе множество, недаром он считается эпопеей.
Как говорил сам Гюго, это книга о нравственном перерождении человека, о его пути от тьмы к свету, от демона к ангелу, от тьмы отчаяния к свету надежды. Если очень коротко о центральной линии - это история человека, которого судьба раз за разом отшвыривает в прошлое, от которого не избавиться, но который поднимается выше судьбы. Глядя на главного героя, читатель не может оставаться равнодушным. Ты наблюдаешь за этой судьбой и помимо сострадания испытываешь восторг, тебе хочется стать хоть чуточку лучше – вот почему это действительно замечательная книга. Автор выражал надежду, что она окажется «небесполезна». И это именно так. В финальных сценах на глаза наворачиваются слезы.
«Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть», – говорил Лев Николаевич Толстой. Мне кажется, Виктор Гюго согласился бы с ним. У его героев было за что умереть, и, наверное, именно поэтому «Отверженные», несмотря на внешний трагизм, несмотря ни на что, остаются великой историей о великих людях – напоенной светом и любовью.
82,3K