Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Hot Milk

Deborah Levy

  • Аватар пользователя
    Аноним24 декабря 2019 г.

    Моя любовь к матери — как топор. Рубит очень глубоко.

    Мне нравится, что в 21 веке проблема отцов и детей стала освещаться в литературе и как проблема матерей и дочерей. Эта книга не для массового читателя, в моем понимании - слишком многоуровневый текст с многочисленными отсылками (если читали древнегреческие мифы будет проще понять) и аллюзиями. Но если вы любите разгадывать подобные литературные ребусы, а также плавный тягучий текст, который словно обволакивает вас, погружая в себя, а также рефлексирующих сложных персонажей, то вам сюда.

    Софи приезжает со своей больной матерью Розой в испанский городок на лечение. Роза почти всю жизнь непонятно чем больна, она вечно недовольна, принимает кучу лекарств, а в последнее время не может ходить. Из-за этого Софи пришлось бросить учебу в магистратуре, хотя она уже почти закончила диссертацию. Она устраивается работать официанткой и какое-то время живет по инерции, но в маленьком испанском городке ей придется решать, что делать со своей жизнью, своими отношениями с матерью, ее болезнью, со своим прошлым – отношениями с бросившим ее отцом, который женился на молоденькой девушке, которая недавно родила ребенка. Но это все больше похоже на обычный сценарий из жизни, книга же больше напоминает некий поток мыслей и эмоций, хотя написано в отстраненной манере. Героиня постоянно наблюдает за людьми (она антрополог по образованию). Наблюдает и сама за собой, словно за кем-то чужим. И в этой отстраненности мне еще сильнее была видна ее боль и усталость. Она бесконечно запуталась и вначале книги больше похожа на маленькую девочку, на которую взвалили роль матери – такое часто происходит в токсичных семьях. Сможет ли она, наконец, стать взрослой или станет копией своей матери в недалеком будущем?

    Так что же такое с Розой? Больна ли она или просто типичный тиран-ипохондрик? "Можно ли считать болезнь Розы нераскрытым преступлением? Если да, кто преступник, а кто жертва?" Использует ли она любовь дочери, чтобы привязать ее к себе или и правда больна? Книга до последнего не дает ответа на это вопрос, и меня очень порадовало, что писательница не стала делать черно-белую конструкцию – здесь злодеев нет, но много жертв. Яркий свет освещает вдруг глубокие тени. В ласковом море обжигает вдруг невидимая почти медуза. У второстепенных персонажек тоже у каждой своя боль, и все они важны, что я тоже люблю – не просто картонные фигуры на заднем фоне истории, а живые люди.
    Хочу предупредить – в книге очень силен эротизм, хотя здесь и нет прямого описания секса, но чувственность некоторых моментов очень сильна. Раздвоенность в книге не только в чувствах героини по отношению к матери и ее происхождением (она наполовину англичанка и гречанка), она испытывает влечение и к мужчинам, и к женщинам, исследует не только скелеты в шкафах своей памяти, но свою сексуальность.

    Книгу рекомендовать не могу – она зайдет только определенному типу читательниц и под определенное настроение. Мне она попалась очень вовремя, хотя я думаю, что другая читательница увидела бы что-то свое в этой книге – тем они и хороши, эти литературные загадки. Для меня же главный вывод - "Оплакивать своих мертвецов необходимо, но нельзя допускать, чтобы они забирали нашу жизнь."

    17
    816