Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Кто боится Вирджинии Вулф?

Эдвард Олби

  • Аватар пользователя
    Аноним20 декабря 2019 г.

    "Нам не страшен баба-волк!"

    Мрачная, неприглядная жизненная драма с лёгким ароматом надежды в финале. Джордж и Марта принимают у себя Ника и Хани. Хозяева - муж и жена, вопреки глубокой и искренней взаимной любви, годами терзающие друг друга. Гости - юная пара, не умеющая беречь свою любовь, неотвратимо следующая в тот же супружеский тупик.
    Далее - исключительно моё скромное мнение и прозрачные намёки, почти спойлёры.
    Женщины в этой пьесе - злодейки. Чудовища, кровопийцы и беспринципные мерзавки, внушающие ужас, что бы там ни пелось в песенке "Не боюсь..." А мужчины - жертвы, добыча в когтях хищниц. И, чтобы выжить, им пришлось научиться играть в жестокие, бесчеловечные гендерные игры.
    Нигде и никогда не видела я столь восхитительного, убеждённого женоненавистничества!
    Джордж подливает Марте спиртное (в сигаретах отказывает, значит, вообще - способен сказать "нет"), провоцирует, игнорирует жену именно тогда, когда ей необходима нежность, охотно играет роль ничтожества, которую она ему, якобы, навязала. Именно Джордж, в конце концов, автор их трагедии, определяющий, кому жить, а кому умирать, кто настояший, а кто - выдуман. Джордж вытягивает маленькие тайны из своих подвыпивших гостей, а потом использует против них каждое неосторожно произнесённое слово. Считает себя в праве ковыряться в ранах, стрелять фуксиями, зонтиками - и распевать песенку про злого волка, как маленький невинный поросёнок! По-моему, беспрецедентное лицемерие.
    Впрочем, трудно найти психически здорового человека, осознающего свою вину. Нам свойственна фундаментальная ошибка атрибуции, мы всегда жертва обстоятельства и, особенно, злых спутников жизни. А ведь, чтобы играть в разрушительные супружеские игры, всегда требуются двое. Второй - хотя бы, чтобы сообщить нам о смерти нашей мечты.
    Словом, душевная пьеса, сильная, завораживающая. Сначала читала её в роли Джорджа (я всегда выбираю спонтанно одного героя - и переживаю действие от его имени). Но потом поняла, что не настолько боюсь "Вирджинию Вульф", чтобы и дальше оставаться в шкуре этого "историка", ненавидеть, страдать и жалеть себя. И перешла на сторону Марты. В ней тоже оказалось неуютно, но понятно. Она


    не родила ребёнка, и поэтому с ней осталась навсегда возможность мечтать о своём материнстве, идеализировать его. Я, например, выбрала воплощение мечты, и потеряла право считать себя потенциально хорошей матерью, из меня получилась, скорее, "good enough mother".

    В следующий раз, перечитывая, попробую себя в роли Ника. Он наименее глубоко описан автором, жаль. На фоне скандальности Марты, беспринципности Джорджа и невротичности Хани о нём вообще сказать нечего. Такое впечатление, что он находится на сцене, чтобы остальным было, с кем говорить.
    Получила замечательный набор свеженьких цитат и афоризмов! Например:


    "Монолиты, все как один, не понимали шуток".

    Ещё:


    "…Джордж, тот самый, кто прячется где-то в темноте… Джордж, кто так добр ко мне, а я обливаю его грязью; кто понимает меня, а я его отталкиваю; кто может меня рассмешить, а я душу смех в горле; кто обнимает меня ночью, и мне тепло, а я кусаю его до крови; кто разбирается в наших с ним играх так быстро, что я не успеваю менять правила; кто может осчастливить меня, а я не хочу счастья и все-таки жду счастья".

    Фу-фу, пойду поцелую мужа для профилактики "мартизма" во мне!
    Итак, мощнейшая вещь, как всё у Олби! Лично мне не хватило приятного гротеска театра абсурда: "Не боюсь.." - вещь вполне традиционная, без сюра, без призраков королей. Впрочем, вру, есть в ней один невидимый персонаж по имени Virginia Woolf. Мне показалось, что английская писательница тут ни при чём, автор, скорее, имеет в виду то самое, во что я превратила песенку трёх поросят для заголовка рецензии. Хотя В.В. пока не читала и не знаю, стоит её бояться или нет.
    Обязательно найду возможность посмотреть "Не боюсь..." на сцене.

    28
    1,3K