Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Pan Lodowego Ogrodu. Tom I

Jarosław Grzędowicz

  • Аватар пользователя
    Аноним19 декабря 2019 г.

    Гром в Саду земных наслаждений.

    Далёкое будущее. На планете Мидгард земляне находят первую, после себя, цивилизацию антропоморфных существ, при этом стоящую гораздо ниже по уровню развития. Непосредственные контакты с ней сразу запрещаются из-за опасений нарушить естественный ход исторического развития. На поверхности трудятся лишь единицы исследователей. Сюжет начинается с попыток спасти исследовательскую группу из восьми человек. Уже несколько спасателей пропали бесследно. Десантируется следующий, хорошо подготовленный и оснащённый спецназовец. Повествование про его похождения идёт попеременно то от первого, то от третьего лица. Завязка и костяк сюжета отчасти напоминает "Три шага на Данкартен" Владимира Васильева.
    Герой - сын финна и полячки, выросший в Хорватии. Он не из тех, кто сидит на одном месте. На Земле он изрядно поколесил по миру, участвовал в конфликтах и опасных делах. Культура, которую он несёт - смесь хорватской, польской и финской. Например, у него есть привычка материться на "родных" языках. За это (привычку к культурному шоку и кочевой нрав, а не за мат, конечно) он и был выбран в группу спасателей.
    Спасатели прошли отличную подготовку. Насыщенные тренировки широчайшего спектра навыков - лишь малая её доля. Главная часть - установка уникального импланта и обучение работе с ним. В книге его называют "цифрал" - забавное совпадение с "Быком из машины". Имплант позволяет расширить возможности человеческого тела: метки на поле зрения и ночное зрение,  ускорение движений и реакции, увеличение силы, фильтрация травмирующих эмоций. И ещё он чисто биологический. Одна из крупных помех спасательной операции в том, что на поверхности планеты постепенно перестаёт работать любая электроника. А вот биотехнологии справляются.
    Подготовка помогает спасателю успешно жить и сражаться в сложных условиях. Он не только превосходит любого обычного воина, но и на равных сражается с некоторым сверхъестественными существами. Пожалуй, на первых порах это даже мешает ему понять, насколько необычны явления вокруг.
    Мир эклектичный. Местами он похож на оживший скандинавский эпос. Крупнейшая империя несёт кочевые черты - персы, скифы, монголы, степи, культ лошади. На Рим ещё немного похожа за счёт многочисленной профессиональной тяжёлой пехоты. Некоторые их вассалы своим антуражем и философией напоминают гибрид китайцев и японцев. Земляне принесли сюда земные образы. Особенно часто упоминается Иероним Босх, так как его мотивы использует главный антагонист. Некоторые эпизоды вызывают вьетнамские флешбеки. Герой однажды даже спел (проорал) в психологических целях Paint It Black.
    Мир пропитан странной магией. В нём присутствуют силы, которые местные называют богами. Некоторые мидгардцы даже могут заимствовать часть божественных сил и творить чудеса. Правда, управлять силами крайне сложно, да и высока цена для таких, как их называют в книге, "деющих". Герой поначалу пытается найти рациональное объяснение наблюдаемым странностями. А потом от потери разума его только "цифрал" и спасает.
    В книге собраны истории с дальних концов мира: с разных концов вселенной, с разных полушарий планеты. Кроме приключений землянина описаны также его земные воспоминания. Параллельно идёт сюжетная линия наследника престола из той самой "китае-японской" части местной империи. От первого лица он рассказывает про своё детство и юность, плотное обучение вместе с братьями всем премудростям жизни императора. Затем в жизнь империи вмешиваются сверхъестественные силы, происходит переворот. Наследник рассказывает, как он выжил и сбежал из столицы, чтобы получить шанс вернуться и восстановить власть своей династии и прежние порядки.
    В истории про обучение особенно интересным для меня оказался такой эпизод. Каждому наследнику назначили стайку зверьков быстреек (местный аналог соболей). Каждую стайку научили понимать определённые команды, подаваемые флейтой - фактически, разным языкам. Наследники должны были мудро управлять ими при помощи одной лишь флейты, без непосредственного вмешательства. В ней удалось показать характеры наследников, различия в их подходах к управлению. А также продемонстрировали один древний и жестокий обычай.
    Финал книги фантасмагоричный, снова заставил помянуть Босха всуе. И неожиданный для меня. Правда, если подумать, логичный. У книги есть продолжение, у однотомника финал был бы другой.
    Жёсткая и интересная книга про необычный мир. У поляков часто такие удаются.

    10
    536