Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Светлое озеро

Михаил Пришвин

  • Аватар пользователя
    Аноним16 декабря 2019 г.

    На момент написания эта книга была, думаю, очень острой и злободневной. Пришвин отправился в леса, но только не глухарей изучать, а староверов. Царь-батюшка как раз разрешил свободу вероисповедания, и всякие секты вылезли из подполья. При этом самим Пришвиным двигал вовсе не религиозный интерес:


    старинные иконы, семь просфор, хождение посолонь, двуперстие – для меня лишь этнографические ценности

    В своём путешествии он обнаружил множество более или менее экзотических вариантов христианской веры:


    Потом пришли к нам на холм разные сектанты, немоляки, баптисты, штундисты. [...] Устал я и ушел отдохнуть в село до вечера.

    Как видно, религиозное строительство в стране шло полным ходом. Все со всеми активно спорили, и некоторые иногда приходили к согласию, чтобы немедленно отмежеваться от "неправильных" доктрин.
    Если бы через несколько лет большевики не запретили всё скопом, у нас возникла бы, пожалуй, ситуация, которую мы наблюдаем сегодня в США. Государство действительно отделилось бы от церкви, и расцвели бы десять тысяч цветов: от евангелистов до адвентистов седьмого дня и от амишей до мормонов. Они свободно боролись бы за паству и предлагали что-то полезное для последователей. При этом вера или неверие реально были бы частным делом каждого.

    Честно говоря, мне, в отличие от Пришвина, не сильно интересны [без сомнения глубокие] рассуждения автора и философов из лесной чащи об истинной вере, об общине, о тогдашних взаимоотношениях церкви и государства и прочее.

    Всё это пустое, друзья. Тремя ли перстами креститься или двумя, "посолонь" ходить крестным ходом или против, старые книги читать ли, новые, а может, лучше вообще предпочесть Мережковского или Толстого... пустое это всё вместе. Растрата времени и ресурсов, мастурбация головного мозга:

    Много настоящих цветов и особенно ландышей украшают страницы. Но нет самого главного: книга мертва. Бог ушел из нее. Ему стало скучно, он ушел, а люди роются, роются в желтых страницах.

    Это не я придумал, это Пришвин.

    Если бы люди, начиная с Шумера и Египта, не тратили столько сил на богов, за сорок пять веков они достигли бы бог знает каких успехов в реальной жизни. Если бы эту энергию да применить в мирных целях... Может, и грязь в святом селе не по колено была бы и земля не плоская.
    Речь о XX веке, между прочим идёт, уже 400 лет как Магеллан земной шар обогнул, а они всё не в курсе, что вокруг чего крутится.

    Ну и напоследок пример, непосредственно касающийся нашей сегодняшней жизни. Церковь Варнавы подмывает река, она вот-вот упадёт с обрыва. Может, святой из неё давно ушёл?
    Народ рассуждает логично:


    если святого там нет, то зачем укреплять обрыв, а если он там, то удержит [и без нашей помощи]. Так живет и верит вся Россия и не укрепляет обрыв

    И логика не устаревает. Сто лет минуло, а обрыв укреплять мы так и не научились.
    Или просто лень?

    13
    449