Рецензия на книгу
Every Heart a Doorway
Seanan McGuire
Аноним15 декабря 2019 г.В школу Элеанор Уэст отправляют детей с психическими травмами. Все они однажды пропали – пошли в лес и не вернулись, или родители не нашли их утром в кроватях. А потом – через несколько месяцев или даже лет – также внезапно вернулись. Но совсем другими. Теперь они рассказывают странные истории про волшебные миры, где прыгали по радугам, сражались с гоблинами и танцевали с эльфами, и мечтают вернуться обратно. Родители надеются, что школа Элеонор Уэст поможет справиться с фантазиями, но на самом деле школа помогает справиться с реальностью. Потому что волшебные миры существуют, и сама Элеонор когда-то сама была одной из таких детей.
Насколько я могла заметить, читатели этой книги делятся на тех, кто поёт ей дифирамбы, и тех, кто запускает её через всю комнату в стенку. Я в принципе могу понять и тех, и других (хотя сама склоняюсь к первым) – в Every Heart a Doorway практически нет действия, несмотря на три совершенных и раскрытых убийства, зато много рефлексии и интроспекции персонажей. Темы инаковости и принадлежности стоят в ней во главе угла, как метафорически, с отсылками к тем мирам, где побывали дети, так и на уровне реальности – скажем, один из персонажей трансгендер, а еще одна героиня идентифицируется как асексуалка.
Как сказала бы одна известная критикесса, «В каждом сердце дверь», по сути, полемизирует с каждой доселе написанной историей о том, как дети попадают в волшебные миры, и передает мета-привет и Стране Чудес, и Нарнии, и Зазеркалью, и в принципе всему, до чего дотянется фантазия. При этом, что интересно, и из реальности история не попадает – скажем, в одном эпизоде новенькая Нэнси спрашивает психотерапевтку, почему в школе учатся в основном девочки, а та ей отвечает, что boys will be boys – это самосбывающееся пророчество. Мальчикам позволяют быть шумными, поэтому их отсутствие быстрее замечают, и многие просто не успевают провалиться в кроличью нору, их находят раньше. А девочкам положено быть тихими, поэтому никто не волнуется, если их долго не видно и не слышно.
Добавлю, что Wayward Children – это не серия в привычном понимании, а сборник повестей, половина из которых приквелы, истории нескольких персонажей и их жизни в волшебных мирах. Я, скорее всего, не буду читать все – скажем, история сумасшедшего доктора, оживляющего мертвых, не моя чашка чаю. Но вот про Базар Гоблинов почитаю – есть в этой сказке что-то декадентское, да и хочется сравнить с Goblin Fruit Лэйни Тэйлор.
Больше рецензий в телеграм-канале Keep Calm & Young Adult
13399