Рецензия на книгу
Западня
Эмиль Золя
Аноним10 декабря 2019 г.С французами в моей читательской жизни было не все так гладко, как хотелось бы. За исключением Верна и Дюма, не шли они мне ни в какую. Я уж было отчаялась найти автора, чья манера повествования мне бы подошла, как вдруг передо мной предстал Золя во всей своей красе.
Впервые мое знакомство с Золя произошло летом 2019 года, когда я несколько минут постояла рядом с его захороненным прахом в склепе в парижском Пантеоне, который он, к слову, делит с Дюма и Гюго. Тогда я уже знала, что мне предстоит читать «Западню», но еще не подозревала как сильно она мне понравится. Слог автора зацепил меня с самого предисловия, где он в достаточно высокопарной манере недоумевает, почему современники отвергают творение, а также выражает уверенность в том, что это самое творение все скажет за себя само. Я люблю уверенных в себе и своем творчестве людей, возможно поэтому роман мне так зашел.
Как я поняла из критики, Золя упрекают в том, что он, скажем так, слишком уж обобщил поведение героев своего романа и перенес их на весь рабочий класс Парижа. Даже если и так, не думаю, что он сделал это намеренно. Как видно из его предисловия, он скорее хотел показать один из вариантов развития (падения) рабочего класса при изобилии свободного времени, достаточном количестве денег и полном отсутствии чувства меры. Не думаю, что читатель, ознакомившись с романом, решит, что абсолютно все рабочие спивались и оказывались на дне. Но именно таков был удел героев «Западни», и Золя прекрасно описал этот процесс.
Я часто задавалась вопросами в духе «как человек может докатиться до этого самого дна?». Как выходит, что остаются на улице? спиваются? начинают избивать членов своих семей? Непонятно, человек предрасположен к этому изначально, или же этому больше сопутствуют обстоятельства? Влияет ли уровень образования на твои шансы оказаться на этом самом дне? и тд. И мне понравилось, как Золя ответил на эти вопросы своим романом. Не факт, что он истина в последней инстанции, но, как минимум, история была живой, эмоциональной и отражала его вариант правды.
Вот перед нами работящая и опрятная главная героиня, которая клянется что у нее всегда будет крыша над головой, еда и она никогда не будет битой. И вот она же 20 лет спустя: с трёхдневной голодухи предлагает себя первым встречным на улицах Парижа. Вот заботливый муж и отец, который месяцами добивался любимой женщины. А через те же 20 лет он умирает в психушке от «белочки», долбясь головой о стену. На главный вопрос «а могло ли быть по-другому?» ответа нет и быть не может, слишком уж жизнь непредсказуема.
Самой запоминающейся сценой стал день рождения Жервезы, а точнее праздничный стол. Не потому что слюнки текли, а потому, что хотелось блевать - от описания жирного гуся, которого раздирали на части, вина, тёкшего рекой, тазов с едой, которые герои поедали как не в себя. Описание того, как они не могли остановиться и жрали, жрали, жрали просто потому, что они могут себе это позволить, на пару дней точно лишило меня аппетита. А в целом роман является замечательной антирекламой алкоголя. Этот наглядно описанный процесс превращения человека в животное заставляет задуматься и над собственным поведением, порой сугубо потребительским. Не перестаю восхищаться, как же точно подобрано название кабака, в котором наши герои и спиваются на протяжении всего романа - «Западня», из которой им уже не выбраться.
От всей души надеюсь, что и другое творчество автора не оставит меня равнодушной. А пока праздничные столы в ближайшее время будут напоминать мне пир Жервезы. Как удачно, что скоро Новый год :)13845