Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бремя страстей

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    Аноним10 декабря 2019 г.

    Тяжесть взросления человека

    Произведение Моэма «Бремя страстей человеческих» является не только большим по размеру, но и многомерным по смысловой структуре романом. Проще выделить несколько сквозных линий, которые характеризуют данное произведение:
    1) Роман Моэма можно назвать воспитательным. Почему? Потому, что помимо разгадывания личности самого Филипа (и автора), возникает потребность посмотреть на себя с дополнительным подсознательным перекладыванием собственного опыта на образы персонажей, которые встречаются в тексте. Так, когда встречаешь Милдред и видишь ее поступки, невольно ощущаешь свою подноготную, пестрящей дискредитирующими для себя действиями, и от этого хочется зарыться в землю.. Или Хеуорд – когда смотришь на этого персонажа, то сразу вспоминаешь свой наивный темперамент и громоздкие, оторванные от реальности грезы юности. Проступает улыбка от осознания того, что когда-то у тебя был сентиментальный склад мышления. Роман дает возможность выйти из своего фокуса восприятия и позволяет посмотреть себя со стороны. И в этом плане текст Моэма можно назвать романом-воспитанием, но не в прямом дидактическом смысле (также не могу назвать роман притчей или назиданием). Роман – это созидание себя (данная возможность становится уже привилегией в наше время быстроты и мгновенности).
    2) Книга поднимает тривиальный, на первый взгляд, вопрос, который обычно задают студентам философского факультета для того, чтобы их поддеть – «В чем смысл жизни?». Или уличный вариант – «А ты кто по жизни, брат?». Данный вопрос, выраженный, скорее, риторически, красной нитью проходит через текст, причем подается в захватывающей и, немаловажно, в живой форме. Моэм словно берет тебя за руку и проходит с тобой путь самопознания и взросления через героя экзистенциальной эпопеи – Филипа. Если же говорить про смысл жизни самого Филипа, то мне показалось, что ему всю жизнь хотелось семьи, где его будут ждать родные. Эта мечта обусловлена ранней потерей матери. В течение всего романа герою не хватало бескорыстной нежности и ласки; чувства, что будут всегда рады и помогут ему – все это Филип находит в семье Ательни.
    3) Загадка про персидский ковер Кроншоу – «человек ткет свою, собственную нить, где в сердцевине нити (жизни) собственная цель, задача, философия существования, которая уникальна и прервется со смертью». Филип осознает данную мысль ближе к концу романа. До момента «озарения» герой, порой, жгуче и бескомпромиссно критиковал свой круг общения за идеализм, оторванный от жизни (Хеуорд), слабоволие (Кроншоу), снобизм (Клаттон, Лоусон) и т.д. – все эти качества герой смешивает еще с пустотой их проживания. Данная критика с последующим терзанием по поводу ценности своей жизни были продиктованы Филипу стереотипами об успешности и славе его времени (вспоминается фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино», в котором герой также страдает по поводу своего вклада в мир). И, если присмотреться, то, конечно, встает известный пример – «каждый несет свой крест», путь которого испещрён уникальным, неповторимым опытом. Осознав это, удивляешься глубине и сложности личности другого человека. Пример из текста – мисс Прайс. После ее смерти герой только начал понимать, что жизнь девушки была сложной борьбой с нуждой, удивляется ее искренним устремлением стать художником – человек отдает волю и все силы, чтобы приблизиться к своему идеалу. Помимо этого Моэм, хоть и не выразил мысль прямо, но подразумевает, что человеческая жизнь как нить на ковре (жизни) усложняется не только за счет событий, хода истории, но и благодаря людям. Причем, нить каждого связывается, обрывается с другой нитью (жизнью) человека – образуется сложный узор, перерастающий в нечто цельное (Жизнь, Судьба, История, Мир и т.д.), где твоя жизнь кажется уже песчинкой, но от этого не теряет своей ценности.
    4) Смерть является постоянной спутницей в судьбе Филипа (и всех людей). Надо отметить, что каждый акт смерти является для героя откровением, которое жестко бьет по его мировоззренческой системе. Так, смерть Прайс, Кроншоу, Хеуорда, дяди Филипа показывает, насколько поверхностно главный персонаж судил о людях. Филип понимает, что жизнь каждого человека, несмотря на жестокие объятия повседневности, глубока, сложна и пропитана оригинальной моделью восприятия мира, порой невыразимой (так, например, Клаттон не может написать картину, хотя его существо будоражит собственное открытие).
    5) Интересны сама механика и приемы текста. Они, конечно, известны и понятны всем, но после прочтения этого романа ощущаешь сам механизм действия художественного произведения. С одной стороны, авторская оценка событий «подстраивается» под коллизии, смену жизненных парадигм Филипа. Автор помогает герою интерпретировать события – неважно, разочарование ли в религиозной вере или перемене в оценке близких ему людей. С другой стороны, Филип отражает экзистенциальный опыт (взросления, становления) самого писателя. Добавляется к этому и читательский опыт – человек вместе с Филипом, автором переживает мучительные и тяжелые этапы взросления, но при этом также помогает главному персонажу переживать тяжелые жизненные открытия посредством перенесения собственной жизни.
    6) Удивляешься культурному пласту жизненных интересов Филипа (Моэма) и его образованности (познания главного героя в литературе, изобразительном искусстве, философии, медицине поданы в легкой литературной манере). Филипа Кэри можно смело назвать интеллигентом, который обладает не только европейской образованностью, но и совестью (его мучительный поиск правды, цели в жизни будоражит, заставляет задуматься).
    «Бремя страстей человеческих» - это философия, которая подана в форме, тесно соприкасающаяся с самой жизнью (не зря он автобиографичный). И каждый будет удивляться, насколько писатель точно выразил то, что, порой, не можешь выразить сам.

    2
    264