Рецензия на книгу
Горе от ума
Александр Грибоедов
Аноним8 декабря 2019 г.Немудрая София
Когда я в школе прочитал «Горе от ума», то Софью пожалел больше Чацкого. Тому что, уехал и всё, а бедной расхлебывать что наворотила. Помню, еще в юности зацепилось, что Софья ,в отличие от Чацкого ,не балабон, а человек дела, она не тарахтит без конца , а совершает поступки, может не благовидные, но это деятель, а не просто нервотреп . Она реально пытается строить свою судьбу по собственной воле, хотя совсем еще юна ...
Помню, я сразу обратил внимание , что Софья умеет играть не только на фортепиано, но и на флейте. Однако! На флейте тогда барышень не учили, непростой инструмент. Талантливая девица! И склонная к высокой энергетике и проектному мышлению.
Много лет спустя я попробовал почитать классическую критику и не нашел ничего определённого про Софью. Грибоедов коротко заметил, что умная девушка влюбляется в дурного человека….
Вяземский пораженный ночными свиданиями Софьи топчет ее за безнравственность. Надеждин называет ее состояние пылким исступлением. .
Пушкин остановился перед Софьей в недоумении, признал ее образ неясным, впрочем, тоже предположив в ней примитивный разврат. Вот это уже показательно. Проницательный Александр Сергеевич справедливо усомнился в уме Чацкого, проповедующего в пустоте, хотя потом Чацкого будут еще славить два столетия. Но Софью Пушкин не понял.
Дальше «прогрессивная» критика судит менее резко. Белинский , вслед за ним Гончаров, дружно говорят о противоречивости Софьи , о ее хороших качествах , но задавленности социумом, находя параллели даже с Пушкинской Татьяной . Но , позвольте, романтично – книжная Татьяна изумляет смелым письмом к мужчине, тогда как романтично – книжная Софья начинает пьесу уже в спальне с возлюбленным..
И дальше в конце 19 века критик Гриневская вообще всячески защищает Софью, мол Чацкий первый ее бросил … Здесь уже запах феминизма – и это показательно. В постепенной всё более мягкой критике я вижу закономерность.
Затем с модернизацией театра актрисы вообще раскрыли Софью. Я недавно видел постановку , где Софья - нормальная современная девушка, сама ищет себе пару, тащит себе в спальню кого хочет, и Чацкий, со своим бесконечным «майданом», представляется рядом с ней анахронизмом. И ребенком…… И это было убедительно. Думаю, Грибоедов просто заглянул на несколько поколений вперед , в этом тайна знаменитой комедии. Критики и школьные учителя иступили карандаши, расписывая, что Чацкий это век нынешний, а бедная София -- век минувший. Да ничего подобного. Сонечка – это век будущий, который не только отвергает век минувший. Она и Чацкого с его социальными гуманизмом, милым веку 19му, беспощадно топчет в грязь . Но не с позиций консерватизма, а с позиций личностного самоопределения. Чацкого сломал не мракобес Фамусов, а глубоко «либеральная» Софья, которая вообще не признает внешних обусловленностей, ставя во главу угла только личностное право .
Чацкий оскорбил ее дважды. Сначала он ПОСМЕЛ ОТ НЕЕ УЕХАТЬ. А затем он ОСКОРБИЛ ЕЕ ВОЗЛЮБЛЕННОГО, которого ОНА ВЫБРАЛА. На этом фоне обличительные словопрения Чацкого равнодушную к мировым проблемам Софью только раздражают. Она мстит Чацкому умно, умело, расчётливо. Она видит его те слабые стороны , которые не видит никто -- любовь слушать собственные речи вне зависимости от аудитории. . А еще ее называют наивной! Она поступает , как опытнейший социальный управленец нового типа -- объявляет врагу информационную войну. При этом – внимание – понимая, что молва - это оружие, София формулирует свой новаторсккую мораль, поразительно увиденную Грибоедовым.
В ответ на принцип века нынешнего «Грех - не беда, молва не хороша.» она отвечает
--« Что мне молва? Кто хочет, так и судит», фактически сформулировав постулат современной атомизации.
Для Софии ничего не существует кроме собственной свободы. При этом это натура холеричная, властная и прав наблюдательный Чацкий про «мужа слугу». Молчалин – выбор не случайный. Будь он чуть поумнее, катался бы, как сыр в масле, Софья бы его просто соблазнила и поставила бы Фамусова перед фактом, который пришлось бы скрыть от «Марии Алексеевны». Любезная Софье игра в рыцаря и прекрасную даму затянулась , и это удачно вышло. На Молчалина она нарвалась по неопытности. Для Софьи Молчалин -- слишком лакей, со своей страстью к Лизаньке Теперь ему надо катиться вслед за Чацким, обид София не прощает , придется ей искать уже не Молчалина, а более рыцарственного Платона Михайловича, тот не будет бегать за горничными. Найдет – не сомневаюсь, в Москве, в Саратове, в Париже …. Теперь у нее уже некоторый опыт есть.
И будет " в карете барыня и гневаться изволит", но развитая , сильная, начитанная, с яркой речью и игрой на флейте.
Обвинять Софью в распущенности может только «век минувший». Тем более это несправедливо . Она вовсе не распущена, а просто с новым волевым вектором. « Я – есмь, а мира не существует» , а нашему веку придется признать эту амазонку с мужским характером своей.
В защиту Софии можно заметить ,что волевых женщин порождает эпоха женственных мужчин. Но обвинить в этом победителей Наполеона рука не поднимается, так что Софья – новая ласточка ….7508