Рецензия на книгу
The Good Earth
Pearl S. Buck
Аноним7 декабря 2019 г.Флэшмоб 2019 11 из 15
Жизнь этой писательницы была тесно связано сразу с двумя континентами, двумя абсолютно разными «мирами» и культурами и их мировосприятием. Эта, казалось бы, противоречивая двойственность и подтолкнула Перл Бак к литературной деятельности, вдохновила её на написание множества произведений, среди которых «Земля» без сомнения стал вершиной. Роман увидел свет в марте 1931 года и сразу же превратился в бестселлер. Кстати, совершенно неожиданно для автора. В США он удостоился весьма престижной Пулитцеровской премии. Затем последовала серебряная медаль Хоуэллса, а сама Перл Бак была избрана членом Национального института литературы и искусства.Как утверждает сама писательница, замысел «Земли» вынашивался долго и неспешно. Сначала у неё не было ни плана, ни сюжета. Только мужчина, женщина и их дети стояли у неё перед глазами, не имея национальности и являясь олицетворением всех тружеников мира, связанных с землёй. Фактической же основой романа стал материал, собранный во время путешествия по Северному Китаю, в котором она провела около 5 лет.
Книга открыла Западу совершенно новый мир. Благодаря своей детальной и документальной манере повествования Перл Бак, по словам критика Джеймса Грея, помогла западному читателю лучше узнать Китай. Впрочем, у официальных властей Китая роман вызвал недовольство. Они полагали, он представит Западу их страну явно в невыгодном свете. Интересно, что во время экранизации книги – съёмки Голливуда велись в Поднебесной – власти настаивали, например, чтобы крестьяне, были празднично одеты, а в поле трудились не волы (как это было в действительности), а тракторы, которых, впрочем, у крестьян практически не было. Писательницу упрекали в преувеличениях и неточностях бытового уклада, обычае и привычек крестьян. А то и вовсе в том, что писатель-иностранец вообще не способен понять Китай и менталитет его жителей. Сама Перл Бак, что интересно, прожила в Китае без малого 40 лет, многое сделав для этой страны.
Книга стала своеобразной крестьянской сагой, в центре которой два психологически характера: крестьянин Ван Лун и его жена О Лан. В начале романа Ван Лун, срисованный, между прочим, с реального героя, — бедняк, едва сводивший концы с концами, в финале же — разбогатевший крестьянин. В доме богачей Хванов он покупает себе жену — некрасивую, безропотную и трудолюбивую рабыню. В дальнейшем возвышение Ван Луна происходит на фоне неуклонного упадка семьи Хванов, проматывающих богатство в расточительстве и безделье.
Для Ван Луна земля — смысл и цель существования, все его усилия направлены на расширение надела, его приумножение. Само неторопливое повествование строится как ряд эпизодов из жизни главного героя: упорный труд в поле, где бок о бок с ним работает О Лан, эпидемии, наводнения, неурожаи, рождение сыновей, старение и смерть О Лан, появление в доме богатеющего крестьянина наложниц. Роман, лишённый внешне увлекательного сюжета, всё же притягивает своей достоверностью и точностью к деталям. Читая книгу, будто сам посещаешь ту далёкую от нас Поднебесную страну, малоизвестную, но в то же время во многом схожую. Сами персонажи раскрываются через поступки.
И в то же время, не передача самобытности, особого этнического колорита китайских крестьян были целью романа. Иначе бы он просто не обрёл такую популярность на Западе. Секрет в том, что Перл Бак открыла своим соотечественникам новый мир, показав одновременно его подобие, такие же вечные, общечеловеческие ценности, как жизнь и смерть, семья, взаимоотношения родителей и детей и, конечно, труд. Перл Бак напомнила, что незамысловатый быт земледельца может быть темой не менее увлекательной, чем любовные драмы или захватывающие детективы.
20351