Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Избранная проза: Я, бабушка, Илико и Илларион. Рассказы

Нодар Думбадзе

  • Аватар пользователя
    Аноним5 декабря 2019 г.

    Я, бабушка, Илико и Илларион. Этот роман невозможно прочесть залпом несмотря на небольшой объём текста и обилие диалогов. И не только и не столько из-за структуры - ведь это, по сути, роман в рассказах - сколько из-за бьющего через край кавказского колорита. И колорит этот проявляется прежде всего не в том, где герои романа живут, какую одежду носят, что едят и пьют, а в том, как они себя ведут, что говорят и как чувствуют жизнь...

    Жизнь! Этот роман - настоящий гимн жизни, солнцу, дружбе и любви. Любви к ближнему, к женщине, к родной земле и, конечно же, к вину. Не так много найдётся произведений, в которых герои пьют столько вина! Разве что в маргинальных текстах гиперреалистов, но, в отличие от них, здесь нет и не может быть того мрака и безысходности, это светлая, чистая и дарующая надежду книга.

    В самом деле, чего больше в человеческой душе: тьмы или света? И произведения классиков русской и европейской литературы, и наш собственный опыт жизни в циничное и равнодушное время убеждает нас скорее в первом. Но всё же так хочется верить в человеческую доброту! И писатель вдыхает в читателя доброту, а вместе с ней веру в то, что не всё так беспросветно в этом мире страданий...

    Страдания не минают и персонажей романа. Боль, смерть и далёкое эхо войны проступают сквозь весёлый смех и, временами, едкую сатиру. Но всё это суть проявления жизни, которая остаётся божественно прекрасной, тем более, на благодатной земле чудесной страны, среди бархатных гор и быстрых прохладных рек. Это та Грузия, которую невозможно не любить. Как могут оставить равнодушными этот взрывной темперамент, эти переходы от ярости к нежности, это буйство чувств, это гостеприимство и всегдашняя готовность прийти на помощь?

    Ну и, конечно, юмор! Отчасти из-за него роман можно читать только небольшими дозами, ведь почти в каждой его главе кто-то над кем-то подшучивает. Большинство розыгрышей, конечно, на совести Илико и Иллариона - двух весёлых стариков, верных друзей, способных, однако, довольно сурово подшутить друг на другом. И в их проделках на равных принимает участие главный герой - прохвост и шалопай Зулико, который в начале романа только-только заканчивает школу.

    "Это пустяки, что я старше тебя на тридцать лет! Был я твоим ровесником! Был. Будешь ты моим ровесником! Будешь. Спрашивается, какая между нами разница? Никакой".

    А каким весельем искрятся сцены со второстепенными персонажами - сельчанами на собрании, попутчиками в поезде, непутёвым врачом, пьяницей-монахом! Но вслед за юмором здесь всегда следует тонкий лиризм, щемящая любовь, переполняющая сердце. А потом вновь фейерверк, карнавал смеха, взрывной, как темперамент сынов и дочерей Грузии.

    В финале умирает бабушка, так много отдавшая своему любимому внуку, заменившая ему родителей, учившая его жизни. Умирает со спокойным достоинством, ни о чём не жалея, с чувством исполненной миссии на Земле. Не жалеет и читатель: ведь у Зулико остаются его друзья, его родной дом, его любовь и молодость. И вся жизнь впереди...

    И после столь жизнеутверждающего романа - неожиданно трагичные рассказы, во многих из которых звучит тема смерти. Герой этих рассказов - вновь сам автор, где-то рассказчик, где-то непосредственный участник событий. Но уже не тот озорник, брызжущий энергией юности, а немолодой человек, страдающий от болезней и неуклонно движущийся к старости. Наверное, отсюда и поднимаемые в рассказах темы - бунт против устройства мира и его, мира, принятие; смирение и благодарность за прожитую жизнь, страх смерти и его преодоление, но всегда - вера в Человека, в его силу и свет его души. И снова автор говорит с нами о любви к людям и животным, о семье, о важности родного дома. Родина - там, где те, кого мы любим, ведь только в любви мы можем преодолеть конечность своего существования. И вся настоящая литература именно об этом.

    2
    98