Рецензия на книгу
A General Theory of Oblivion
José Eduardo Agualusa
Аноним4 декабря 2019 г.Рецензия на книгу "Всеобщая теория забвения" Жузе Эдуарду Агуалуза
Книги умеют говорить. Не рассказывать или сообщать что-то, а именно говорить. У каждой из них своя интонация, как и у людей. Только мы не всегда их можем услышать. Книги хотят поговорить о том, что важно для нас. И то, что они скажут поможет нам расслышать самих себя, прорываясь сквозь шум отрицания, гнева и горечи.
А еще каждая книга ждет своего времени, чтобы мы могли услышать их. Роман ангольского писателя Жузе Эдуарду Агуалуза «Всеобщая теория забвения» спокойно ждал своего времени на моей книжной полке. Яркая обложка уже давно привлекала мое внимание, но, загруженный постоянным списком чтения для передачи о книгах «Эпиграф», я все не мог найти на нее время. Пока однажды, вопреки всем дедлайнам, я не взял ее с полки и не погрузился с первых страниц в этот текст.
Жузе Эдуарду Агуалуза родился в городе Уамбо, в Анголе. Долгое время писатель жил в Лиссабоне, затем в Рио-де-Жанейро. До настоящего времени написал 10 романов, несколько сборников рассказов, издал сборник стихотворений. Его десятый роман «Общая теория забвения» вышел в 2012 году, а в 2018 году в издательстве Phantom Press вышел перевод романа на русский язык. По происхождению Агуалуза — из ангольских креолов, потомков осевших в стране португальских поселенцев. Как сказал сам писатель, португальский язык более не является языком господ-колонизаторов, но и «африканский язык, который принял в себя понятия, выражения, ритмы и чувства народа Анголы».
«Всеобщая теория забвения» не совсем обычный роман. На такой короткой дистанции (в романе всего 260 страниц, которые можно проглотить за два вечера) Агуалуза умудрился рассказать не просто о том, что происходило с Анголой после объявления независимости и бесконечных военных конфликтов, в которые погрузилась страна, но и о том, как это отразилось на жизни одного человека. Как это не парадоксально, но трагедия целого народа не вызывает в нас такого сильного сочувствия, как трагедия одного человека. И через боль конкретного человека мы острее воспринимаем и трагедию всего народа.
Роман «Всеобщая теория забвения» о безумной зависимости от жизни, боли, крови, любви и власти страха. Основная метафора романа - превращенная в бетонную стену дверь - становится и основным реалистическим приемом. Героиня романа Луду после исчезновения своей сестры и ее мужа, с которыми она жила в столичном городе Луанда, закрывается в квартире, замуровав бетоном и кирпичами дверь своей квартире.
Роман на самом деле похож на увлекательную головоломку с непростой композицией текста. Все сюжетные линии в романе имеют отправную точку, когда запускается цепь событий и все линии, в конце концов сходятся вместе, обретая смысл и значение всего, что происходит вокруг главной героини.
Жузе Эдуарду Агуалуза фиксирует не просто историю, эмоции героев, но и мельчайшие душевные состояния. То, что мы могли назвать духовными реальностями, проявляются когда человек остается наедине со своей болью, одиночеством, страхом и когда он начинает говорить с Богом, думая, что это просто монолог с самим собой. Очень эмоционально и точно Агуалуза наносит мазки на свою картину, делая нас соучастниками и соавторами романа, заставляя сопереживать без мелодраматических манипуляций.
Основной темой романа писатель делает судьбу человека, которого близкие люди, после трагических событий, изолировали от себя, закрыв в своей комнате. И Луду, пережив такую изоляцию в юности, закрывается от всего мира и его агрессивности с собакой в квартире. Она даже на единственное место связи с внешним миром — террасу — выходит, прикрывшись большим зонтом или картонной коробкой. Отрадой для нее становится дневник, который женщина ведет много лет сначала в блокнотах, а потом и на стенах квартиры. Разбирая на дрова мебель и паркет, Луду планомерно разрушает свою жизнь, все, что может связать ее с другими людьми, от которых она не ждет добра и понимания. И все же именно она помогает другим людям обрести свое место в этом мире, полном крови и страха.
Агуалуза применяет очень интересный прием - внезапно снова вводит героя, с которым вы уже попрощались, словно задает вопросы в лоб. И вопрос то какой! Имеет ли право на второй шанс палач и убийца? И тут абсолютно реалистическая деталь - потеря голоса героя в результате казни - становится метафорой воздаяния и забвения. Что еще больше обостряет конфликт внутри романа, подчеркивает сложность тем и эмоциональность повествования.
Глава «Жеремиаш Палач и его вторая жизнь» особенно зацепила меня, вызвав много эмоций и воспоминаний. Я вспомнил как жил в Африке с родителями, и отец рассказывал мне про Анголу, постоянные перевороты, которые там пафосно называли революциями, жизнь людей, для которых день стал единственным мерилом существования, потому что завтра у них могло и не быть. И это стало еще одним фоном повествования для меня.
Герой романа ангольского писателя палач и убийца Жеремиаш получает второй шанс благодаря прощению. А простая женщина, много лет проведшая в добровольном заключении в своей квартире, смогла это сделать лишь доверившись потерявшему все мальчику. Он случайно попадает к ней в квартиру через строительные леса, которые становятся метафорой настигающей героиню жизни.
Агуалуза филигранно выстроил композицию романа так, что все линии сходятся в одной точке и этой точкой является судьба простого и странного человека, повлиявшего на многие жизни. В романе очень поэтичный и простой язык, напоминающий песни местного населения Анголы или скорее их сказки. И поэтому ты веришь, что насилию и злу все равно приходит конец.
Сам писатель в одном из интервью сказал об идее своего романа так: «В «Теории всеобщего забвения» все персонажи получают возможность быть прощенными. В моей Анголе, чьи раны продолжают кровоточить, этого не происходит… По сути моя книга о ксенофобии, о боязни другого человека… Нужно убрать разделяющие нас стены и позволить тем, другим, войти. Они — это мы. Каждый человек — все человечество».
Точнее и не скажешь. Только благодаря тому, что Луду доверяется другому человеку она сама получает прощение за поступок, который совершила много лет назад, и это прощение начинает щедро менять жизнь других персонажей романа, а возмездие приходит не через людей и их странную справедливость, а свыше.
И пусть это всего лишь фантазия писателя, который дарит читателям надежду, что все может измениться. Но кто сказал, что даже самая смелая фантазия не может изменить реальность? Просто кто-то первый должен сделать этот шаг к доверию и прощению, вопреки нашему рациональному скепсису и предубеждениям.
Содержит спойлеры14383