Рецензия на книгу
Mythos: A Retelling of the Myths of Ancient Greece
Stephen Fry
Аноним2 декабря 2019 г.Космос. Гигиена. Олигарх. Керамика. Демократия. Комедия. Гиацинт. Катарсис. Нет, это не набор слов для игры в Бинго (хотя, почему бы и нет), это всего лишь короткая, но очевидная иллюстрация того, что весь наш мир от мала до велика – это отголоски греческой мифологии. Хотя, казалось бы, глядя на нашу историю, можно было бы предположить, что мы с детства должны немного болтать на монгольском и лихо скакать на коне, но как-то не сложилось с этим. И вместо того, чтобы таны амьдрал нь инээдмийн дуудлага, мы это делаем на языке Гомера и Плутарха, и получается как-то более симпатично, не в обиду моим среднеазиатским читателям. Но если вдуматься, нет какой-то определённой причины, почему греческий и его дериваты так плотно заселили мировой вокубуляр – это не формальный язык науки (латынь), это не французский, который стал модным везде в эпоху Просвещения, это не гондола, гирлянда, карнавал, язык Возрождения (итальянский). Я очень сильно извините не лингвист, поэтому не знаю, как так получилось (божественный промысел, не иначе), знаю только, что каждый из нас хотя бы раз в день произносит слово с дальними греческими родственниками. Каталог. Политика. Нарцисс. Ангел. Ксения. Николай. Галина (по-испански, кстати, курица).
Но это вовсе не лекция про греческий язык. Скорее, это мысли про то, как он так к нам проник и остался с нами. Я не случайно в первом абзаце обратил ваше внимание на логику появления заимствований из латинского, французского, итальянского – это языки ярких исторических эпох, языки величайших творцов своего времени. Они попадали в культуру и быт других стран по сути автоматически. Если кто-то вдруг знаком с творчеством Льва Николаевича Толстого, то те в курсе, что даже главный русский роман начинается совсем не с русских слов (правильнее даже сказать абзаца) «э бьен мон принс». Потому что так требовала эпоха, так работал мир (у нас так точно). С греческим языком же ситуация иная. Его маркетингом тоже всегда занимались очень уважаемые люди, одних ученых можно перечислять бесконечно долго. Но целой плеяде настоящих, физически реальных людей, помогали еще те, от кого в наше время помощи поди дождись. Боги. Зевс Громовержец, Афина Паллада и Вакх Патимэйкер.
Яркость и эффектность греческой мифологии была столь (и остается, чего скрывать) заметной, что величайший писатель всех времен и народов, Вильям наш Шекспир, писал по их мотивам целые произведения. Например, вы знаете, что главная его пьеса, а также, наверное, главная история любви, «Ромео и Джульетта», является переиначенным греческим мифом про Пирама и Фисбу? Честно говоря, я тоже не знал, что это римейк. И так, от Шекспира до простых смертных, греческая мифология побеждала мир, и поселялась в нашем мире. Я настаиваю, вовсе не Фалес (хихик), который придумал свою теорему, был инфлюэнсером, это всегда были только Боги. С моей точкой зрения, конечно, многие не согласятся, но это ваше право, вас потом молния ударит, не меня же. Все очевидно. И я говорю не про какие-то локальные, простите, мемасы, типа «танталовы муки» или «сизифов труд». Здесь надо смотреть в комплексе – греческая мифология проникла во все части мирового сознания и мироустройства. Планеты. Смена времен года. Водопады и вулканы. Болезни и преступления. Это все придумали греки, а мы в этом мире живем. Сейчас, мы уже плюс-минус понимаем, почему один человек пытается убить другого, у нас для этого есть специальные науки. Никто никогда всерьез не скажет, что это из-за того, что Пандора открыла ящик и выпустила в мир всю эту скверну. Никто не скажет, но так оно и есть.
Серьезно, вы даже себе представить не можете, как много бытовых и рутинных вещей вокруг присутствовало в греческих мифах. Понятно и логично, что древнегреческая мифология, которая для нас просто набор сказок, в свое время была серьезной религией, поэтому должна была придавать всем вещам и событиям божественный подтекст. Но некоторые вещи все равно поражают воображение. Например, меня больше всего шокировал (да, мы наконец перешли к книге) миф о том, почему у зябликов красные грудки. То есть, подумать только, вам что, нечем было заняться в своей Древней Греции? Люди реально придумывали, почему у зябликов красные грудки. И ведь главное, убедительно и красиво, как, впрочем, и всегда. Я знаю, что вам теперь очень интересно, но я не хочу рассказывать, я хочу, чтобы вы сами дошли до этой интересной истории, прочитав книгу Стивена Фрая. А чтоб вам не было обидно, то вот вам основные сигналы языка зябликов (кто-то это на полном серьезе их записал в Википедии):
• чиньк — социальный сигнал;
• ксип — сигнал ухаживания;
• чирп — сигнал ухаживания;
• сиип — сигнал ухаживания;
• сиип — сигнал попрошайничества гнездового птенца;
• чирруп — сигнал попрошайничества у слёткаСтивен Фрай, наверное, самый подходящий человек для переписи греческих мифов. Во-первых, Фрай – большой интеллектуал, он очень интересно рассказывает, проводит прекрасные параллели, логично рассуждает, а в довесок, оставляет замечательные примечания (больше половина которых посвящена английским поэтам и Шекспиру, в частности). Во-вторых, и это должно быть очевидно тем, кто в курсе, кто такой Стивен Фрай – это английский юмор, его лучший образчик; когда автор активно пользует все доступные инструменты юмора: иронию, сарказм, анекдоты, каламбур. Может кому-то не очень придется по духу, что британский романист использует в своем вольном повествовании слова «шашни» и «втюрился», особенно когда это касается Богов, но все это выглядит очень уместно, особенно в том смысле, что Боги сами постоянно кого-то троллят из смертных и никак иначе это не назвать. Так что, литературное паясничание Фрая очень идет греческой мифологии – Зевс точно был бы доволен, что его пикантные истории рассказывает такой остроумный и понимающий человек.
Также, кому точно не подойдет это книга, так это поборникам строгой морали и членам (хихик) семей с традиционным воспитанием. Ибо в Древней Греции если и знали в чем толк, так это в праздничном инцесте и в старой, доброй разнополой полиамории. Разнообразным сексом в греческих мифах занимаются 98% участников событий, включая некоторые виды животного и растительного мира. Степень родства при этом вообще никого не интересует. Сексуальным насилием, в принципе, тоже никто не брезгует. Так что иногда действие немного начинает напоминать любительский венгерский порнофильм, где у оргий всегда есть легкий налет семейности и доброты. Хороший пример, пожалуйста: Зевсу нужно забрать у одной семьи красивого молодого человека, чтобы каждодневно с ним Роскомнадзор (ну он его сделал своим Виночерпием на самом деле, но эта должность вызывала сильные подозрения у жены Зевса Геры, да и что это вообще за должность такая, слово то такое существует?), так он и забрал, а что такого то, это божья благодать как никак, гордиться надо такой честью. И так в целом, на протяжении всех мифов, как ни крути греки знают толк в любви. В любви, обидах и интересных конкурсах, пожалуй, (это я вспомнил, как Аполлон снял кожу с одного парня, тоже занятная история).
В общем, какие у нас итоги? Если вы в детстве любили читать древнегреческие мифы – то это книга для вас (хотя бы теперь узнаете кто кого любил в и каких формах). Если вы любите Стивена Фрая – то это тоже книга для вас. Если вы поклоняетесь Зевсу – то эта книга несомненно для вас. Если вы никому не поклоняетесь и не собираетесь, но вам дико теперь интересно, почему у рябчиков красная грудка – то эта книга тоже для вас.
Да пошлет вам Деметра сегодня хороший ужин!
Το Καφέτσάι
501,8K