Рецензия на книгу
Бремя страстей
Сомерсет Моэм
AleksandraAistova1 декабря 2019 г.Бремя человеческих предрассудков и комплексов.
Я долго размышляла над тем, бремя каких именно страстей лежит на главном герое Филипе Кэри. Не может же дело быть в его болезненной страсти к Милдред…? это всего лишь второстепенная сюжетная линия. Как выяснилось, в данном случае имеет место не очень удачный перевод (без обидняков, переводчик! Я сама не знаю, как перевести лучше). В оригинале название звучит так: «Of human bondage». Слова «страсть» здесь нет.
Это история человека, который избавился от своих предрассудков и комплексов, от всего того, что мешало ему жить спокойно. Главный герой проделывает огромный путь, чтобы в конце концов вернуться к тому, что было. Если бы родители были живы, он бы скорее всего пошел по стопам отца, стал провинциальным доктором и женился на ком-то вроде Салли. Но жизнь его складывается иначе. Он учится в школе пансионе, мечтает стать священником, потом художником, работает офисным клерком, работает в магазине женской одежды… Ему все время кажется, что он должен кем-то стать. Его угнетает то, что он ничего не успевает. Он приходит к стенам своей школы и, издалека разглядывая ее нынешних учеников, завидует им, их будущему.
Постепенно с большим трудом Филип сбрасывает с себя оковы христианской веры. Он узнает, что хороший человек не обязательно должен быть джентльменом. Он узнает, что успех — это скорее вопрос случая, а не таланта. Только в конце книги он наконец то избавляется от своего главного комплекса, связанного с хромой ногой. Все жизнь им двигает чувство неудовлетворенности собой, вероятно, следствие того, что он не получил достаточно родительской любви в детстве. И ему стоит огромных усилий избавиться от этого чувства. В итоге Филип понимает, что в его жизни не прибавиться смысла от того, что он побывает в Испании. Он прекращает поиски себя и заводит семью.
Смысла нет. Эта мысль приносит Филипу облегчения. Она снимает с него ответственность, груз которой он ощущал всю жизнь. Все хорошее не его заслуга, все плохое не его вина. С подачи своего друга Кроншоу, Филип учиться воспринимать все свои жизненные неурядицы и успехи как узоры на турецком ковре, красивые и бесполезные.
Философские изыскания Филипа не слишком оригинальны. Сводить к ним значение книги значило бы приуменьшать ее достоинства. Книга хороша в первую очередь как умело исполненное жизнеописание, во многом автобиографичное. Это слепок жизни в другое время в другом месте, из которого при желании можно извлечь уйму жизненного опыта.
Итого: читать можно.
6599