Рецензия на книгу
Каир. Биография города
Джеймс Олдридж
Аноним30 ноября 2019 г.Старый грешный город или история о тысячи несчастьях
Город, который арабы называют аль-Кахира, для всего остального мира известен как Каир. Его улицы хранят множество загадочных историй, поведать которые и попросили Д.Олдриджа. Крупнейшее торговое сосредоточение – этот город был центром скопления рынков, в свою очередь состоящих из лавочников и их бесчисленных товаров. Здесь заключалось множество сделок, а у каждого места было свое предназначение: «Так, например, «касария» означал самый крупный рынок, тогда как «сук» был обычным, повседневным рынком. «Викаля» — это особый тип караван-сарая — открытый двор, вокруг которого находились комнаты, где мог провести ночь и сложить товары проезжий купец. «Хан» — это тоже обширный двор, где складывали товары, а в окружавших его стенах были жилые комнаты. «Фундук» был своего рода гостиницей для купцов и их покупателей.»
Если ласкающие слух сказки Шахеризады заманивали путника в волшебный город 1000 и 1 ночи, то этим городом и был Каир, а не Багдад, как считают многие. Однако реальность на протяжении почти двух тысяч лет была далека от чудесной сказки: бесконечные войны, приправляемые всевозможными пытками (самое популярное - сажание на кол, распятие на воротах города, а так же сдирание кожи с голов убитых и набивание их соломой) постепенно лишали город человеческого облика. «Храмы, грязь и веселье — примерно все, что сохранилось от Древнего Египта в этой деревушке».
Религия, пожалуй, единственное, что не вызывало проблем в Египте. Наоборот, она помогала пережить день, полный кровавых ужасов. Удивительно, что знаменитая мусульманская страна прошла через период христианства: через ежедневное страдание – к Богу. «Под властью языческого Рима тайный культ Христа был культом голодного колониального ремесленника, восставшего раба, мятежного крестьянина и жестоко угнетенных меньшинств. В доплатоновском христианстве они нашли очень простую веру, которая якобы могла поддержать их в страданиях и сплотить для сопротивления.»
Автор с болью пишет о бесконечных осадах и сражениях, выпавших на долю Каира. Город делили между собой все, кому не лень: Англия, Франция, Израиль. В условиях постоянных военных действий даже рабам жилось лучше, чем коренным жителям Египта. К «египетским крестьянам относились как к «неразумным» детям, а к египтянам в целом — как к умственно малоразвитым восточным людям, которые, к сожалению, заимствовали от Европы самые дурные (то есть революционные) идеи.» В итоге победили англичане. Они не только завладели Каиром в политическом плане, но и прибрали к рукам экономику, умело навязав правителю Египта кредитную кабалу. Это окончательно разорило богатый когда-то город, но позволило Англии использовать дешёвый труд египтян на хлопковых плантациях.
Книга по преимуществу состоит из описаний военных событий. При чтении кажется, что этот ужас никогда не закончится, и желание читать пропадает. Однако финальные главы оказались культурологически интересны и оправдали затрату времени. Среди безумия войны может существовать прекрасное. Например, поэзия. Из-за строгих правил, которым подчиняется арабский язык словесное творчество по сложности похоже на огранку алмаза. И тут мы возвращаемся к главному.
Люди. Написать историю города – это значит в первую очередь вспомнить всех тех людей, которые населяли его в разное время. Жизнеописание правителей и рабов, армии и торговцев, детей и стариков, коренных жителей и эмигрантов. Для хорошей истории недостаточно просто побывать в таком городе, нужно полюбить его жителей. Не вызывает сомнений, что только благодаря выносливости и упрямости человеческого Я, каирцы смогли сохранить внутреннее пламя.
14566