Рецензия на книгу
Генрик Сенкевич. Собрание сочинений в девяти томах. Том 9
Генрик Сенкевич
Gupta29 ноября 2019 г.Признаться честно, маленьким барсуком я был вовсе не гражданином мира, а обитал в лесу, в школах которого «Крестоносцы» входили в список чтения. И, поскольку я был маленьким барсуком большого чтения, этот пугающий для прочих том был прочитан мной без всяких усилий. Корюшкой клянусь, несколько дней сидел я, выставив пятки из норы на солнце, и листал страницу за страницей. В глубине души я очень скучный и траченый местами молью Гриша, да. Тем не менее, теперь я старый циничный корсар и даже среди нудятины имею знакомства получше.
Однако, «Крестоносцы» все же по-своему интересны. В сюжете нет никаких особенных всплесков действия и тянется он как дни в эпоху без электричества, что в каком-то смысле логично. Сенкевич – дядька амбициозный, он и великие для Польши времена описывает, и нравы, и быт в мельчайших деталях, и все на свете. Если кто-то, например, всю жизнь интересовался, каково было быть пшецким конем под Грюнвальдом – даже этакую вот извращенную фантазию добродушно реализует пан Сенкевич. Это вам встретится не везде, приходится все-таки согласиться, что это какой-никакой, а плюс.
Для остальных же, у кого фантазии более ванильные, остается монолит размеренных слов, в котором скрывается огромное количество героев, далеко не все из которых в конце пьесы выстрелят, а заодно и увесистый пласт истории. Вообще, в книге есть все элементы идеальной книжки для школьника – эмоции, которые не слишком понятны, события из унылого прошлого, которому далеко до настоящего, и факты с деталями, о которых будут спрашивать на уроке. Если кто как Гриша, то может это все и зацепит, удастся в ворохе разглядеть жизнь, но учебниковость этих рыцарских приключений отпугивает довольно эффективно. К тому же, если с паном Сенкевичем эта встреча не первая, несколько наскучивает шаблонность в том, как пан создает персонажей и выстраивает линии между ними.
Вот так, неожиданно наступил он, абзац, на котором у Гриши абсолютно кончается воображение. К структурному анализу он испытывает классовую ненависть, а на полеты творчества он не вышел рожей.
И что с этим поделать?
Грусть-печаль.
11696